Бывший председатель и главный экономист Morgan Stanley Asia Стивен Роач
"Прежде
всего оплакивание ситуации с корпоративными доходами в США является
явной натяжкой. По данным министерства торговли, в III квартале 2016 г.
корпоративные прибыли после налогов (технически это размер прибыли от
текущей деятельности после уплаты налогов с учетом изменения стоимости
запасов и амортизации) составили солидные 9,7% от национального дохода.
Это
меньше пикового значения 11%, достигнутого в 2012 г. (что объясняется
вялыми темпами роста экономики, которые, как правило, ведут к снижению
рентабельности), однако вряд ли свидетельствует о какой-то хронической
проблеме с доходами. Текущая доля прибыли (после уплаты налогов) в ВВП
далека от анемичного состояния, она намного выше среднего уровня,
достигнутого после 1980 г., – 7,6%.
Тенденции в сфере
корпоративных налогов, которые составляли всего лишь 3,5% национального
дохода в III квартале 2016 г., позволяют вынести такой же вердикт. Да,
эта цифра выше, чем средний уровень, наблюдавшийся после 2000 г., – 3%
(кстати, это самый низкий средний уровень налогового бремени
корпоративной Америки за 15-летний период после показателя 2,9%,
достигнутого в середине 1990-х гг.). Однако он намного ниже среднего
значения 5,2%, зафиксированного в период послевоенного экономического
бума – с 1950 по 1969 гг. Иными словами, хотя есть много поводов для
критики структуры и запутанности корпоративного налогового бремени в
США, мало что говорит о том, что совокупный размер корпоративных налогов
избыточно высок.
Напротив, доля национального дохода,
направляемого на оплату труда, снижается. В III квартале 2016 г. выплаты
работникам, включая зарплаты, дополнительные формы платежей, а также
страховые и пенсионные взносы и медицинскую страховку, равнялись 62,6%
национального дохода. Эта цифра свидетельствует о небольшом отскоке
после рекордно низкого значения 61,2%, зафиксированного в период
2012-2014 гг. Однако она на два процентных пункта меньше среднего
значения, достигнутого после 1980 г., – 64,6%. Иными словами, маятник
экономической доходности решительно качнулся в сторону от труда к
владельцам капитала. А это не самый убедительный аргумент в пользу
предоставления поблажек якобы сильно угнетаемому американскому бизнесу.
Но
что же тогда с уровнем капитальных расходов и создания новых рабочих
мест, который выглядит хронически низким и общепринято считается
дополнительным свидетельством избыточного бремени американских компаний?
Да, бизнес-инвестиции и рост занятости являются вопиюще слабым местом в
нынешнем процессе восстановления экономики. Но есть высокая
вероятность, что это связано не столько с обременительными налогами и
удушающим регулированием, сколько с беспрецедентным дефицитом
совокупного спроса.
Экономисты уже давно прекратили споры по
поводу причин, определяющих размер капитальных расходов бизнеса:
являются ли это факторами, влияющими на стоимость капитала (процентные
ставки, налоги и регулирование), или факторами, влияющими на будущий
спрос. Модели, основанные на оценках спроса (и учитывающие так
называемый эффект "акселератора"), с легкостью победили.
Это
логично. От предприятия можно ожидать расширения мощностей и найма новых
работников только в том случае, если оно прогнозирует увеличение рынка
его продукции в будущем. Для США такие ожидания опять же являются
натяжкой. Начиная с I квартала 2008 г. личные потребительские расходы с
учетом инфляции растут всего лишь на 1,6% в год. Это на целых два
процентных пункта ниже уровня, являвшегося нормой в предыдущие 12 лет, –
3,6%. Более того, с точки зрения темпов роста реального потребления
нынешний период – это самые слабые 35 кварталов за всю послевоенную
историю. Если прошлое является прологом, а так считают многие
бизнесмены, формируя свои ожидания, тогда концентрация усилий на
снижении налогов и дерегулировании может оказаться ошибкой, которая
никак не решает проблему слабости потребительского спроса.
Та же
самая история и с конкурентоспособностью. Трамп постоянно жалуется на
потерю доминирующих конкурентных позиций США. Ради их восстановления
Трамп начал кампанию "Америка на первом месте", которая основана на
откровенном переходе к протекционизму, акцентированном в запоминающихся
словах из его инаугурационной речи: "Защитные меры приведут к росту
процветания и силы".
Но рассуждения Трампа о когда-то великой
Америке, которая якобы растеряла свои конкурентные преимущества,
вступают в противоречие с данными самого лучшего из возможных
свидетельств: ежегодного доклада, публикуемого Всемирным экономическим
форумом, в котором содержится подробная оценка конкурентоспособности 138
стран по 114 отдельным показателям.
В глобальном индексе ВЭФ за
2016-2017 гг. США заняли третье место по общему уровню международной
конкурентоспособности (позади Швейцарии и Сингапура), сохранив примерно
те же позиции, которые они занимают в течение последнего десятилетия.
Да, у США плохие баллы в категориях "ставки корпоративных налогов",
"регулирование" и "государственная бюрократия", но эти недостатки более
чем компенсируются невероятно высокими оценками в категориях
"способность к инновациям" (2/138), "корпоративные расходы на
исследования и разработки" (2/138), "доступность ученых и инженеров"
(2/138).
Впечатляющие баллы за развитость финансовых рынков,
эффективность рынка труда, отдельные аспекты развитости бизнес-среды -
все это тоже большие плюсы, помогающие Америке стабильно занимать
высокое место в глобальном индексе ВЭФ. Иными словам, США вряд ли
потеряли свои конкурентные преимущества.
В идеальном мире было бы
хорошо заняться упрощением или даже снижением бремени налогов и
регулирования, которое несет американский бизнес. Но бизнес не является
слабым звеном американской экономической цепочки. В намного более
уязвимом положении находятся работники. За последние 25 лет
экономические доходы радикально сместились от работников к владельцам
капитала. Больше, чем что-либо другое, это свидетельствует о
необходимости срочного пересмотра приоритетов в национальных дебатах по
поводу экономической политики Америки".
Подробнее: http://www.vestifinance.ru/articles/81937