Российское судостроение в 2016 году
Как пишет Анастасия Веденеева в статье "И немедленно выплыл", опубликованной в газете "Коммерсантъ",
в 2016 году число сданных заказчикам российскими верфями кораблей и
судов упало на 16%, но их общая стоимость выросла на 15%, до 141,2 млрд
руб. Основную долю в выручке кораблестроителей по-прежнему обеспечивает
гособоронзаказ (ГОЗ), но стоимость сданных гражданских судов выросла в
прошлом году на 72%. По оценке экспертов, эти тенденции в целом
сохранятся и в этом году: ГОЗ будет обеспечивать до 70% выручки верфей,
но за счет различных мер господдержки число заказов вырастет и суммарная
стоимость продукции гражданского судостроения увеличится на 50%.
По итогам 2016 года на российских верфях было сдано 168 судов (66
гражданских и 102 военных), на 16% меньше, чем в 2015 году, следует из
рейтинга "Infoline-Аналитики" "Infoline Shipbuilding Russia Top", с
которым ознакомился "Ъ". Общий тоннаж увеличился на 3,4%, до 219 тыс.
тонн. Выросла и совокупная стоимость сданных судов: в кораблестроении —
на 4,4%, до 106,9 млрд руб., в гражданском судостроении — на 72%, до
34,3 млрд руб.
(с) Коммерсантъ
Сохранилось доминирование военных: в сданных в 2016 году заказах
кораблестроение в количественном выражении занимало более 60%, в
денежном — более 75% (но около 30% в тоннаже). По прогнозам
"Infoline-Аналитики", в 2017 году тенденция сохранится: на ГОЗ
приходится 30% тоннажа запланированных к сдаче судов, что в стоимостном
выражении составляет около 70%. Источники "Ъ" в отрасли ранее отмечали,
что перекос в сторону кораблестроения будет сохраняться как из-за
масштаба ГОЗ, так и из-за экономической ситуации в стране.
По данным рейтинга, по тоннажу и совокупной стоимости сданных судов
лидирующую позицию сохраняет Объединенная судостроительная корпорация
(ОСК): в денежном выражении на нее приходится более 80% заказов. В 2016
году верфи ОСК сдали суда на 86,1 млрд руб. тоннажем 119,3 тыс. тонн. По
данным на первый квартал, в стадии строительства у корпорации 163 судна
общей стоимостью 926,3 млрд руб. Второе место по оценочной стоимости
заказов занял холдинг "Ак Барс" — 8,9 млрд руб. На первый квартал в
стадии строительства у него еще 24 судна на 90,4 млрд руб. и 69 тыс.
тонн. Замыкает тройку UCL Holding Владимира Лисина, сдавший суда на
сумму 2,3 млрд руб. Сейчас на его верфях строятся четыре судна (1,4 млрд
руб. и 11,4 тыс. тонн).
По подсчетам "Infoline-Аналитики", в списке предприятий в денежном
выражении лидером остаются подконтрольные ОСК "Адмиралтейские верфи",
хотя в 2016 году стоимость сданных судов завода сократилась на треть, до
37,2 млрд руб. На втором месте — также подконтрольный ОСК ПСЗ "Янтарь",
в 2016 году сдавший заказы на 27 млрд руб. На третьем месте — частная
судостроительная фирма "Алмаз", увеличившая за год стоимость сданных
заказов за счет ГОЗ почти в 2,5 раза, до 11,5 млрд руб. Кроме того, в
пятерку по совокупной стоимости сданных заказов вошли петербургская
"Пелла" (по "Картотеке.Ру" подконтрольна Герберту Цатурову) и финская
Arctech Helsinki Shipyard (ОСК). Arctech попала в число лидеров за счет
сдачи дизель-электрического ледокола Polaris проекта AkerARC 130, ранее
завод также строил суда ледового класса, но завершающие этапы
строительства и сдачу вели другие верфи ОСК. Лидерами по тоннажу за 2016
год стали предприятия ОСК "Красное Сормово" и астраханский "Лотос".
Причем последний сумел за год подняться в списке на девять позиций за
счет передачи заказчику двух танкеров RST 25 и трех несамоходных
понтонов 6516. Третью позицию заняла Окская судоверфь UCL, а лидер 2015
года Выборгский судостроительный завод ОСК упал на пятое место.
По оценке главы "Infoline-Аналитики" Михаила Бурмистрова, в 2017 году
совокупная стоимость сданных судов вырастет более чем на 20%, превысив
170 млрд руб. В военном кораблестроении он ожидает рост более чем на
15%, до 120 млрд руб., а в гражданском судостроении — на 50%, до более
чем 50 млрд руб.
Здесь крупнейшим проектом станет атомный ледокол "Арктика", который
строится на Балтзаводе. Ключевой тенденцией 2016-2017 годов господин
Бурмистров назвал формирование российскими судовладельцами портфеля
заказов на верфях РФ на новые типы судов пассажирского (два круизных
лайнера заказали "Водоходъ" и Московское речное пароходство) и
рыболовного флотов. В 2018-2020 годах это позволит продолжить рост доли
гражданского флота в стоимости сданных судов.
Надежда Малышева из PortNews говорит, что господдержка и финансовые
механизмы (лизинг), направленные на стимуляцию судостроения, должны
увеличить число заказов. Можно ожидать рост спроса на суда класса
"река-море", так как государство нацелено на развитие внутренних водных
путей и строительство новых гидротехнических сооружений, отмечает
эксперт.
http://bmpd.livejournal.com/24...
Рейтинг публикации:
|