Немецкая Mercedes-Benz, подразделение группы Daimler, вложит порядка
300 млн евро (18 млрд рублей) в строительство автомобильного завода в
Московской области. Об этом заявил министр промышленности и торговли
России Денис Мантуров. По его словам, специальный
инвестиционный контракт (соглашение, заключающееся на срок до десяти
лет) будет подписан с Mercedes-Benz до конца года. Подписавшие его
предприниматели берут на себя обязательства по локализации, развитию
технологий, созданию нового производства и продуктов. Взамен они могут
претендовать на преференции со стороны государства, такие как налоговые
льготы или упрощение некоторых административных процедур. Строительство
завода также позволит компании получить статус российского
производителя, а значит, и доступ к госконтракту.
Проект Mercedes-Benz предусматривает локализацию в России
производства премиальных внедорожников компании. Мощность производства
составит 25–30 тыс. автомобилей в год. Это немного по меркам
автомобильного рынка страны в целом, но в сегменте премиальных
внедорожников смотрится вполне внушительно.
По мнению отраслевых аналитиков, едва ли сразу будет построен завод
полного цикла. Проект будет осуществляться поэтапно, с постепенным
повышением уровня локализации. Срок его окупаемости составит примерно
шесть лет.
Ранее Daimler рассматривала возможность строительства завода примерно
той же мощности под Петербургом. Переговоры тянулись почти десять лет,
но ни к чему не привели и весной прошлого года прекратились. Немцы
добивались от властей значительных и разнообразных уступок, которые те
сочли избыточными.
Отметим, что с момента введения в 2005 году соглашений о промсборке в
России было локализовано производство целого ряда крупнейших мировых
автомобильных компаний: Volkswagen, Renault-Nissan, Ford, Peugeot
Citroën, Mitsubishi и т. д. Кроме того, модели некоторых зарубежных
автомобильных брендов собираются в России на мощностях отечественных
компаний. Совокупные иностранные инвестиции в развитие автопрома в
России за это время превысили 20 млрд долларов. Это рекорд для
несырьевых отраслей отечественной промышленности. По данным
Минпромторга, совокупные мощности по производству легковых автомобилей в
стране уже к 2015 году превышали 3,4 млн автомобилей в год. Daimler же
раньше присутствовала в России в качестве производителя только в
сегменте грузовиков, участвуя с 2009 года в совместном предприятии с
российским КамАЗом.
Российский автомобильный рынок в последние годы испытал сильное
падение, что отразилось и на объемах производства новых автомобилей. Тем
не менее эксперты уже говорят о первых признаках восстановления рынка,
который потенциально может стать крупнейшим в Европе. При этом благодаря
курсу рубля в более выигрышном положении оказываются игроки, сумевшие
добиться высокого уровня локализации производства в России.
Mercedes-Benz сейчас лидирует на российском рынке премиальных
автомобилей. Но в абсолютном выражении продажи сокращаются: за первые
три квартала прошлого года компании удалось продать в России менее 24
тыс. автомобилей — на 7,7% меньше, чем за аналогичный период годом
ранее. Попытаться снизить издержки и получить доступ к госконтрактам для
компании вполне осмысленный шаг.