Инвестиционный аналитик ФРИИ Максим Калюжный подготовил для vc.ru обзор
рынка Edutech и раccказал, какие перспективы ждут сектор образовательных
технологий, выгодно ли в него инвестировать и что происходит в этой
сфере в России.
Сектор образовательных технологий (Edutech) стал центром
непрекращающихся дебатов: можно ли говорить о повсеместной
«цифровизации» и повышения доступности образования или же это новый
«пузырь» и дистанционное образование не может заменить индивидуальные
занятия с преподавателем?
Так или иначе, этот рынок очень
сложный: такие стартапы тяжело монетизировать, их фаундеры на пути
встречают много административных барьеров, а для запуска
образовательного проекта нужен обширный опыт не только в предметной
области (чему обучать людей), но и во множестве смежных областей (как
вообще работает мозг человека, что мотивирует его учиться, как и почему
он усваивает материал).
Мировой рынок
По оценкам Education International, рынок образования во всем мире оценивается в
пять триллионов долларов с потенциалом роста до 6−7 триллионов уже в
ближайшие несколько лет. При этом объем рынка e-learning составляет
«всего» $165 миллиардов (около 3% от общего рынка) с прогнозом роста до
$240 миллиардов к 2020 году.
Бум образовательных стартапов в мире
начался примерно в 2012 году с привлечением первых серьезных венчурных
инвестиций такими, как сейчас уже кажется, «столпами» Edutech, как
Coursera, Udemy и Udacity. В 2015 году стало понятно, что на этом рынке
можно неплохо заработать, когда LinkedIn купил Lynda (портал
образовательных курсов) за $1,5 миллиарда, а капитализация Pluralsight
(платформа для обучения профессиональным навыкам) достигла $1 миллиарда.
Именно в этот период инвестиции в сектор достигли своего максимума — за
2015 было проинвестировано около 300 компаний на сумму более $2,2
миллиарда.
Разочарование настигло инвесторов в 2016 году, когда
изначальные ожидания по темпам роста не оправдались, а та же Coursera в
поисках стабильного заработка в очередной раз сменила бизнес-модель.
Инвестиции резко сократились и вернулись на уровень 2013 года по
количеству компаний (около 240) и на уровень 2014 года по объему
финансирования (~$1,5 миллиардов).
Объем и количество инвестиций в сектор Education&Training
Значит ли это, что сектор «остыл» и не стоит делать на него ставку в
ближайшее время? Рискну предположить, что пессимистические настроения
пока преждевременны.
Во что инвестируют миллионы
Для
начала разберемся, что вообще происходит в секторе, куда вкладываются
деньги и к чему это приведет. Как это часто бывает, наиболее объемные
инвестиции идут в самые предсказуемые с точки зрения заработка сферы.
Соответственно, стоит разделить между собой наиболее финансируемые
сегменты образовательных технологий и трендовые (перспективные) сегменты
развития — тот самый future of edtech.
В 2016 году, по данным
портала Hackeducation, четыре самых «горячих» сектора (по числу
проинвестированных компаний и суммарному объему инвестиций) были
следующие.
Наиболее активные сферы инвестирования в Edtech в 2016 году
Рассмотрим подробнее каждый из них. Навык программирования, согласно
мнению многих экспертов, является обязательным в 21 веке, поэтому
обучающие курсы по этой тематике, безусловно, очень востребованы. Кроме
того, обучение программированию не в цифровом виде просто невозможно,
что является дополнительным стимулом для развития таких удобных и
массовых решений, как Codecademy (онлайн-платформа по обучению
программированию) или Galvanize (онлайн-платформа по обучению
ИТ-специальностям).
Второй сегмент — репетиторство и подготовка к
тестированиям — является, очевидно, очень денежным рынком и вместе с
тем относительно легко поддающимся «цифровизации» и алгоритмизации.
Соответственно, заход инвесторов в этот сектор также предсказуем.
Причем, если в США этот тренд наметился еще пару лет назад, то в этом
году наиболее ярко проявили себя Китай и Индия. В этих странах сейчас
происходит настоящий бум образовательных технологий — множество компаний
в edtech привлекли десятки и сотни миллионов долларов за последние
несколько лет (Byju's, iTutor Group, 17zuoye, Zuoyebang и другие).
Вопреки тезису «образование для всех и бесплатно» и несмотря на
огромное количество контента в свободном доступе, платное и
действительно высококачественное образование только дорожает. Причем
даже изначально бесплатные инициативы типа edX и Coursera в условиях
сжимающегося потока финансирования от венчурных фондов все больше
фокусируются на заработке денег и прибыльных бизнес-моделях. Отсюда
интерес к кредитованию обучения — в частности, выход в этот сегмент
«почти единорога» Affirm (сервис моментального кредитования
онлайн-покупок).
Наконец, онлайн-обучение — достаточно размытый
сегмент — включает в себя обучение всему и вся. Несмотря на спорный
коммерческий успех MOOC-платформ, инвесторы продолжают вкладывать в них
значительные суммы, пытаясь найти новые и необычные решения. Инвесторы
экспериментируют как с бизнес-моделями (от покупки курсов или набора
курсов и специализаций до подписки на обучение), так и с контентом.
Одной из нестандартных находок является, например, проект MasterClass,
который предоставляет возможность поучиться у звездных мастеров своего
дела: актерскому мастерству — у Кевина Спейси, теннису — у Серены
Уильямс
и так далее.
Любопытно, что крупные
инвестиционные раунды 2016 года зачастую происходили в других не
отмеченных выше сегментах. Например, $150 миллионов было
проинвестировано в Age of Learning (и их флагманский продукт ABCmouse —
набор обучающих игр для детей двух−восьми лет), а еще $100 миллионов — в
LMS-платформу HotChalk. Это говорит, во-первых, о разнообразии проектов
в сфере edtech, а во-вторых, о продолжающемся поиске инвесторами своего
«золотого Грааля».
Что касается трендов и перспективных
направлений, которые пусть не так очевидно монетизируются, но
представляют огромный интерес на горизонте трех−пяти лет, то здесь
отмечу следующие несколько направлений.
Во-первых, основные
надежды, связанные с digital education, состоят в персонализации
образования и адаптивном обучении. Проблема традиционных образовательных
институтов в том, что в них заложена универсальная методология,
направленная на максимально быстрое обучение большого количества людей. В
итоге никто не попадает идеально под эту методологию, и обучение
каждого конкретного человека происходит не оптимально.
Задача
цифровых технологий — с помощью алгоритмов, подбора подходящего контента
и подстраивания под способности каждого человека, максимально
эффективно и быстро его обучить. Сейчас практически все топовые стартапы
так или иначе говорят о персонализации, но наиболее ярким примером
является компания Knewton, предлагающая такую адаптивную платформу для
высших учебных заведения (общий объем инвестиций превысил $150
миллионов).
Во-вторых, имеются явные тенденции к расширению
инструментария образования. Речь идет не только об интерактивных
учебниках и продвинутых медиаинструментах (планшеты, экраны и прочее),
но также и про технологии дополненной и виртуальной реальности. Конечно,
про AR и VR и их возможный расцвет в ближайшие пару лет не говорит
только ленивый, но именно в образовании эти технологии могут привнести
тот самый пресловутый disruption.
Области применения одновременно
и очень обширны, и не сильно отработаны, поэтому компании пытаются
пробовать все подряд — от моделирования сложных хирургических операций
до виртуальных тренажеров для отработки навыков переговоров.
Можно ли заработать деньги в Edutech
Во-первых, несмотря на сократившийся в 2016 году объем инвестиций,
самые сильные проекты все равно успешно подняли очередной раунд
финансирования — половина из топ-10 самых дорогих Edutech-стартапов
совместно привлекли $440 миллионов.
Наиболее дорогие компании, привлекшие инвестиции в 2016 году (источники: Pitchbook, CB Insights)
Во-вторых, 2017 год стартовал довольно резво, уже в первые дни
отметившись привлечением $400 миллионов в Laureate Education (одна из
крупнейших мировых сетей платных образовательных институтов) для
подготовки к IPO в феврале.
Кроме того, если посмотреть на сделки
выхода в секторе, то окажется, что успешные проекты оценивается
инвесторами достаточно высоко как по абсолютной стоимости компании, так и
относительно зарабатываемой ими выручки.
Оценки и мультипликаторы по крупным сделкам (источники: Pitchbook, CB Insights)
Более того, 2016 год не сильно просел по количеству выходов по
сравнению с 2015 годом, а мультипликаторы P/S (цена к выручке) по
сделкам даже неожиданно подскочили со своего среднего уровня в 3−4х до
почти 9х. Вряд ли ли такой показатель можно считать устойчивым, но даже
выход с троекратным мультипликатором, вероятнее всего, позволит
инвестору неплохо заработать.
Статистика по основным выходам в секторе (на основе данных Pitchbook)
А что в России
По данным индекса образовательных стартапов Edutainme, сейчас на рынке
насчитывается около 180 проектов, развивающих российский
Edutech-сегмент. Подозреваю, что в реальности их еще больше, а список
включает в себя лишь наиболее сильных игроков.
Порядок сумм и
количество сделок, конечно, сильно ниже, чем на мировом рынке.
Относительно крупные раунды были в 2012—2013 годах (Дневник.ру и
LinguaLeo), а затем было небольшое «кризисное» затишье в 2014—2015
годах.
На удивление, сегмент достаточно быстро оправился, и 2016
год принес целых две крупных сделки — сначала в конце лета Mail.Ru Group
приобрела долю в сервисе для обучения программистов GeekBrains, а затем Sistema VC проинвестировала $2,5 миллиона долларов (150 миллионов рублей) в российско-британский
сервис MEL Science (подписка на наборы «юного химика» с элементами
дополненной реальности).
Стоит заметить, что сделка с GeekBrains
стала своего рода знаковой, потому что стратегический инвестор впервые
приобрел долю в российском проекте в сфере образовательных технологий.
Наиболее
значимые сделки в России в секторе Edutech (на основе публичных данных и
данных CB Insights, суммы пересчитаны в рубли по среднему курсу на
момент инвестирования)
Во ФРИИ мы составили «карту» проектов
в Edutech на основе тех компаний, которые попали в наш фокус внимания.
На мой взгляд, почти в каждом подсегменте есть любопытные решения, но
основной вопрос — кого будут покупать и зачем?
Карта Edutech-стартапов России
Перспективные тренды на российском рынке
Как я уже говорил, многообещающие проекты есть почти в каждом
подсегменте Edutech, но отдельно хочу выделить несколько направлений,
часть из которых специфична именно для России, а часть — лишь
подтверждает общемировые тренды.
Перспективные направления в российском Edutech
Во-первых, уже упомянутые сферы дошкольного и школьного обучения. Здесь
есть несколько ярких игроков (например, бесконечный тренажер для
школьников «ЯКласс»), но если отбросить подготовку к ЕГЭ и развивающие
игры, в остальном сектор выглядит достаточно пустынно. Важно отметить,
что российская система образования достаточно сильно отличается от
мировых (например, нет такой стандартизации как в американской K-12
системе), поэтому выход сюда крупных зарубежных игроков очень
маловероятен.
Во-вторых, новые форматы обучения для детей — сюда
можно отнести курсы программирования, дизайна, робототехники, инженерные
классы нового формата и другое. Здесь, наоборот, в последний год
наблюдается огромная активность, появляется все больше и больше
различных проектов (например, «Кодабра» — обучение программированию
через дизайн игр).
Предположу, что такие проекты, хоть они не
чисто онлайновые, а с достаточно весомой долей офлайн-компонентов, могут
быть особенно интересны стратегическим инвесторам, которые хотят
готовить себе подходящие кадры с максимально раннего детского возраста.
Сами форматы вызывают восторг не только у детей, но и у взрослых,
которым остается только сожалеть о том, что в их детстве таких
интересных штук еще не было.
Третий сегмент — это проекты в сфере
human cognitive improvement (HCI, развитие мозговой деятельности).
Сегмент, безусловно, интереснейший, и деньги туда вкладываются
немаленькие (например, топ-5 самых профинансированных стартапов
привлекли около $400 миллионов).
Главное, за последние пару лет в
нем было несколько выходов, последний из которых (покупка мажоритарного
пакета акций в разработчике приложения Peak) состоялся в декабре 2016
года. В России очень любопытно понаблюдать за развитием проекта «Викиум»
(онлайн-тренажер по развитию умственных способностей), который
собирается составить конкуренцию зарубежным грандам вроде Lumosity и
Neuronation.
Наконец, AR и VR — при всем уровне шума вокруг этих
технологий в образовании громких проектов еще не было. Согласитесь,
строение молекулы воды запомнится гораздо лучше, если вы сможете руками
ее повращать и разобрать до атомов? Именно это позволяют делать такие
компании, как Eligovision или MEL Science.
Вместо заключения
Таким образом, интерес инвесторов к сектору не только не угас, а
основные игроки только начинают пробовать его на вкус. Безусловно, на
волне всеобщей шумихи многие сделали свои первые ошибки, и часть
компаний, а также темпы их роста были переоценены.
Однако более
успешные стартапы успели сменить направление развития, а на смену менее
успешным пришли новые, изначально сфокусированные на перспективных
направлениях — таких, как персонифицированное обучение, инновационное
обучение детей младших классов и другое. Именно эти команды продолжают
успешно поднимать новые раунды инвестиций и имеют все шансы на
пресловутые «золотые горы» через несколько лет. Источник: vc.ru.
Рейтинг публикации:
|