По словам главы Банка России Эльвиры Набиуллиной, ситуация с
накопленной задолженностью регионов РФ вызывает беспокойство ЦБ. Она
также отметила, сообщает «Прайм», что в 2016 году произошло небольшое
снижение банковского кредитования, однако регионы увеличили свои
заимствования в виде ценных бумаг.
"Конечно, ситуация с накопленной задолженностью регионов перед
банками вызывает беспокойство, особенно в 2015 году долг вырос серьезно -
на 16%", - сказала она, выступая в Совете Федерации. По ее мнению,
коммерческое кредитование имеет смысл только тогда, когда регион имеет
собственную доходную базу с перспективой роста и возможность именно из
нее обслуживать коммерческие кредиты.
Ситуация действительно вызывает тревогу, констатировали эксперты
Высшей школы экономики в своем обзоре «Комментарии о государстве и
бизнесе», тем более что экономическое положение в регионах ухудшилось.
Так, по данным экспертов, в зоне устойчивой рецессии на конец года
оставались 62 российских региона из 85, две трети субъектов фиксировали
спад на протяжении всего последнего квартала.
В первую очередь страдают сектора, ориентированные на население,
доходы которого падают 26 месяцев подряд: розничная торговля сжимается в
6 из 7 субъектах РФ, строительство и платные услуги - в 3 из 5. В числе
федеральных округов только в Южном индекс экономической активности
преодолел 50-процетную планку, отделяющую рост от рецессии. Впрочем, это
объясняется включением в ЮФО Крыма и Севастополя, где статистика
фиксирует рост по сравнению с низкой базой провального 2015-го года. В
субъектах, обеспечивающих почти половину валового регионального продукта
страны, сокращаются от 80% до 100% секторов экономики.
По мнению аналитика «Алор Брокер» Алексея Антонова, главный риск в
этой ситуации заключается в том, что, даже если в 6 федеральных округах
все будет более-менее нормально, а всего один, например, УрФО, испытает
дефолт, то получится «эффект домино» в виде цепочки дефолтов, попыток
решить проблему за счет федерального бюджета, и так далее. Кроме того, в
текущей политической ситуации такой дефолт может вызвать мощное
расслоение общества по территориальному признаку, и в предвыборный год
это является политической картой, которую могут разыграть оппозиционные
силы.
Предсказать исход такого события невозможно, считает аналитик – по
его мнению, лучше предпринять все профилактические меры, чтобы этого не
случилось. Фактически, все регионы сейчас сводят концы с концами за счет
того, что нефть стоит относительно дорого. Дополнительный запас
прочности, по мнению эксперта, можно было бы извлечь из оборонной
составляющей как федерального, так и региональных бюджетов, снизив
расходы на эту область, можно было бы частично снизить закредитованность
региональных бюджетов.
А для того, чтобы снизить расходы на оборону, считает Антонов, нужна
политическая воля федерального центра, это непростое решение, и честно
говоря, вероятность, что такое решение будет принято, сейчас крайне
мала. Еще в 2005 году Дмитрий Козак, занимавший тогда пост полпреда в
Южном федеральном округе, предлагал вводить "кризисное управление"
сроком на год в регионах, которые финансируются из федерального бюджета
более чем на 80%. Может быть, имеет смысл вернуться к этой концепции.
Дальше с каждым регионом надо разбираться отдельно. Если говорить об
УрФО, то там одной из основных проблем является уход капитала и бизнеса в
соседний Казахстан. Инвестиции в основной капитал сокращаются примерно
на 9% в год. Реформа налогового законодательства могла бы помочь этой
проблеме, и этот вопрос лоббируется на уровне губернатора.
Но вообще в оценке ситуации стоит обратить на ряд важных моментов,
рассказывает шеф-аналитик ГК TeleTrade Пётр Пушкарёв. Так, индексы
экономической активности интересный, но достаточно своеобразный
инструмент оценки положения дел. Методики расчёта подобных индексов
часто подвергаются критике не только в России, но и, например, в США,
где знаменитый индекс ISM не раз показывал предельно высокие значения на
пике рецессии, и выдавал наоборот, депрессивные значения ниже в 45-47
единиц, в то время как показатели занятости или производства уже
несколько месяцев подряд благополучно росли.
Допустим, говорит аналитик, отдельно промышленный индекс РЭА, как
следует из того же самого отчёта ВШЭ составил 71% (это значит, что в 58
регионах из 82 объем промышленного производства превысил прошлогодний
уровень). Это определенно указывает на достаточно интенсивный
промышленный рост. В оптовой торговле индекс РЭА вышел на уровень 50%,
то есть фифти-фифти. В торговых секторах действительно наблюдался спад,
особенно в розничной торговле, где рост наблюдается лишь в семи
регионах. В строительстве же и платных услугах рост наблюдался в среднем
примерно в двух регионах из пяти. Картина в таком ракурсе, согласитесь,
выглядит всего лишь не совсем приятной, но отнюдь не катастрофической.
Как рассчитывается РЭА? Смотрится динамика выпуска/оборота в пяти
секторах по отношению к тому же месяцу прошлого года (это
промышленность, строительство, розничная и оптовая торговля, платные
услуги), то есть к уровню ровно год назад. Присваивается значение 100,
если показатель вырос, и ноль — если показатель находится на нуле или
хотя бы в малом минусе. То есть, 5% роста это 100, а -0.01% снижения это
сразу 0, и обратное так же. Далее берётся среднее арифметическое пяти
секторальных показателей, и выводится среднее. То есть, рассказывает
Пётр Пушкарёв, если строительство и торговля, платные услуги, например, в
упадке, а это характерно в условиях нашей "новой нормальности" с
отложенным или замедленным спросом, то всё - показатели промышленности,
будь то хоть экспорт, хоть космические технологии, хоть производство
зерна и другой сельхозпродукции, "вытащить" показатель РЭА на уровень
выше 50% не способны. Если в регионе наблюдался рост в 2 секторах из 5,
то индекс РЭА для данного региона по определению не может оказаться выше
40%.
Например, не далее как в июле 2016 года аналогичные региональные
индексы РЭА формально констатировали депрессивное состояние и
рецессию... во всех без исключения вообще федеральных округах, кроме
Крыма, что выглядело достаточно странной оценкой, поскольку в реальной
экономической жизни подобных аномалий в развитии регионов именно в
летний период замечено не было. И даже при всей динамике развития Крыма,
учитывая низкий старт и объём направляемых туда средств, опять-таки,
согласитесь оценка Крым как единственный недепрессивный регион более чем
необычный результат. А по состоянию на май в лидерах
оказались Белгородская и Ленинградская области, Краснодарский край,
Удмуртия, Пензенская область и опять же Крым с Севастополем, но например
не Тюмень с ЯМАО, где средняя зарплата самая высокая по стране и не
Московский регион.
Отдельный вопрос, говорит Пётр Пушкарёв, – меры ЦБ и федеральных
властей, направленные на улучшение ситуации в регионах. Мы видим,
указывает он, что реально проблемы сосредоточены сейчас не в
производственном секторе, а в секторах, связанных исключительно со
спросом: торговля, платные услуги, строительство. То есть, у населения
недостаток денег, либо люди экономят деньги, предпочитая сбережения, а
не расходы. И у большинства нет денег на покупку жилья. В такой
локализации проблемы нет ничего нового, об этом знает каждый, кто
занимается бизнесом. да и кто просто живёт и дышит. Быстро проблему
подавленного спроса или так называемой "новой нормальности" на выходе из
кризиса не научился решать ещё никто.
Что делает ЦБ? Борется, и всё более успешно, за снижение инфляции, в
связи с чем ЦБ часто справедливо и несправедливо критикуют, утверждая,
что он "зажимает" деньги, тем самым не стимулируя рост. Но факты
остаются фактами, инфляция снижается и приближается к реальным 5.5% по
году. Не снижая процентные ставки, то есть не давая денежной массе
сильно и неконтролируемо расти, ЦБ сохраняет, к сожалению, дорогими
кредиты для бизнеса в целом, но высокие ставки помогают привлекать
деньги инвесторов в рублёвые активы. А стабилизация рубля помогает, в
свою очередь, снижать инфляцию.
Но одними монетарными решениями выход из ситуации, совершенно
очевидно, невозможен, уверен Пушкарев. Снижение инфляции до приемлемого
уровня только создаёт необходимый фон, но нужно повышение доходов
населения, и нужны в той или иной форме деньги в регионы. Поэтому тот же
ЦБ совместно с правительственными структурами развивает систему более
дешёвых кредитов по программе "6.5%" не для всех, а отдельно
подкармливая "точки роста". Это, может быть, не так много, как хотелось
бы того, по суммам, но это программы льготного кредитования на 75 млрд
рублей в 2016 году и предположительно до 200 млрд рублей в 2017 году.
Это программы РЭЦ (Российского экспортного центра), помогающие находить и
развивать новых экспортёров.
Порядка 1000 новых предприятий, в том числе и в малом бизнесе,
получат в этом году не только субсидии, но и помощь с рынками сбыта для
их продукции за рубежом. Это РФПИ, поддерживающий прямыми инвестициями
промышленность, и дающий гарантии для захода в проекты иностранным
инвесторам. Ну и, наконец, это прямое субсидирование регионов, снижающее
их долговую нагрузку перед банками. Здесь есть весьма обнадёживающие
показатели.
И это - третий момент, требующий внимания - оценки АКРА, полагает
Пётр Пушкарёв. По данным Аналитического кредитного рейтингового
агентства АКРА, российские регионы впервые за 5 лет с 2011 года
направили бюджетные кредиты на рефинансирование долгов перед банковскими
структурами, а не на финансирование бюджетного дефицита регионов. Это
значит, что финансовое положение региональных бюджетов улучшается.
Задолженность регионов перед банками снизилась на 16% и впервые стала
меньше, чем задолженность перед федеральным бюджетом. Совокупный
банковский долг регионов снизился на 157 млрд рублей. В 2017 году будет
возвращено больше бюджетных кредитов, чем выдано.