Китайцы собираются разработать и к 2020 году поставить в Россию
вагоны для высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва—Казань, которые
смогут разгоняться до 400 км/час. Об этом в интервью China Daily заявил
высокопоставленный представитель Института механики Академии наук КНР Ян Говэй.
Такое намерение — еще одно доказательство того, что наш восточный сосед
рассматривает Россию прежде всего как рынок сбыта своей продукции,
поскольку речь идет о прямых закупках. Хотя еще минувшим летом
планировалось создать совместное с китайцами производство
высокоскоростных поездов с локализацией до 80% на территории России.
Соответствующее соглашение заключили РЖД, группа «Синара», China Railway
и китайская CRRC.
А еще раньше, в мае 2015 года, в присутствии глав государств был
подписан меморандум о строительстве ВМС по китайским технологиям, а
также на основе их оборудования и машиностроительной техники. На это
условие Китая нам пришлось согласиться после того, как проявлявшие
интерес к проекту европейские компании из Германии (Siemens),
Италии (Salini), Франции (консорциум Bouygues, Systra, SNCF, Vinci) и
Испании (строительная компания OHL) все как один отказались от участия в
нем из-за санкций.
Несмотря ни на что, открытие первой российской ВСМ намечено на начало
2021 года. Протяженность этой дороги, которая пройдет по семи регионам,
составит около 770 километров, а время в пути от Москвы до Казани
сократится с 14 до 3,5 часа. Общая стоимость проекта сегодня оценивается
в 1,07 трлн рублей. Но, скорее всего, из-за недостатка финансирования
ввод в эксплуатацию ВСМ придется отложить. Для российского бюджета это
очень большая нагрузка даже с учетом привлечения иностранных инвестиций.
И хотя глава РЖД Олег Белозеров заявил, что ВСМ
Москва—Казань будет построена без участия бюджетных средств, ее
финансовая модель предполагает, что России придется в течение как
минимум десяти лет возмещать субсидиями убытки, общий размер которых
может составить от 600 до 800 млрд рублей. Кроме того, необходимо будет
рассчитываться с зарубежными кредиторами. С теми же китайцами: они
обещают нам предоставить кредит на сумму 400 млрд рублей сроком на
двадцать лет. А также с немцами, которые все же решили вложиться в этот
проект. Осенью прошлого года консорциум «Немецкая инициатива» (в него
входят Siemens, Deutsche Bank и Deutsche Bahn) предложил РЖД
профинансировать строительство ВСМ на 2,7 млрд евро и привлечь в проект
еще около 800 млн евро прямых инвестиций. Ранее первый вице-президент
РЖД, гендиректор «Скоростных магистралей» Александр Мишарин сообщил, что компания Siemens,
как и китайские машиностроители, взаимодействует с «Синарой», а также с
«Уральскими локомотивами» в создании вагонов для ВСМ и уже есть
конкретный проект. При этом он подчеркнул, что любой поезд, кто бы его
ни предложил, должен производиться в России. То есть теоретически мы
вполне могли бы повторить опыт Китая, который сегодня вышел в лидеры в
области высокоскоростных дорог. Начав развивать свое транспортное
машиностроение в 2004 году с закупки европейских технологий и создания
СП с лидировавшими тогда на рынке Bombardier, Alstom и Siemens, китайцы
достигли больших успехов. Они не только полностью локализовали
производство, но и стали развивать собственные высококачественные
инновационные технологии. И сегодня продукция КНР, по оценкам
специалистов, вполне конкурентоспособна. В России на первых порах тоже
можно было бы рассмотреть вариант приобретения технологий создания
высокоскоростных поездов и глубокой локализации их производства. Пока об
этом говорят только эксперты. Но если к ним не прислушаются, Россия не
сможет освоить зарубежные технологии, развивать собственные ноу-хау и
вкладывать средства в развитие своей науки и техники. То есть фактически
отечественный бюджет будет оплачивать растущее технологическое
отставание России.