Глава Минфина Антон Силуанов заявил, что ведомство приняло решение
не тратить дополнительные нефтегазовые доходы бюджета в 2017 году,
отметив, что это даст свободу действий Центробанку. Решение находится в
рамках пожелания президента России, который поддержал предложение
кабмина все дополнительные нефтегазовые доходы бюджета 2017 года
распределять не на допрасходы, а на сокращение траты резервов.
Между тем Минфин уже спрогнозировало объем дополнительных
нефтегазовых доходов в 2017 году. При средней цене нефти в 50 долларов
за баррель они составят 1 триллион рублей, при 55 долларах - 1,4 трлн
рублей, сообщил Силуанов.
Федеральный бюджет-2017 был рассчитан на цену 40 долларов за баррель.
Но уже сегодня цена выше. "Мы рассматривали оценки
социально-экономического развития РФ с учетом развития ситуации в
мировой экономике, с учетом данных прошлого года, делали оценки
исполнения бюджета в текущем году, сказал министр. - По нашим оценкам,
при 50 долларах за баррель бюджет получит около 1 триллиона рублей
допдоходов, при 55 - 1,4 триллиона рублей".
Впрочем, считает генеральный директор компании «Мани Фанни» Александр
Шустов, цена нефти совершенно необязательно будет соответствовать
ожиданиям Минфина: сейчас баррель Brent торгуется по 55 долларов, но это
происходит на ожиданиях, что OPEC выполнит свое обещание по сокращению
добычи. Есть, по его словам, и сильные сомнения в том, что участники
картеля будут действовать согласованно, хотя много лет до этого они
действовали хаотично, каждый сам за себя, иногда случайно совпадая в
намерении извлечь максимальную прибыль.
Скорее всего, полагает эксперт, позитивные настроения на рынке нефти
продлятся еще 2-3 месяца, а после этого наступит осознание того, что
цена 55 долларов за баррель делает рентабельными многие сланцевые
месторождения, и предложение нефти на рынке начнет расти, цены поползут
вниз. Снижение цены на 18%, до 45 долларов за баррель очень вероятно,
особенно с учетом того, что на рынке «бумажной» нефти очень много
спекулятивного капитала, который может попытаться загнать ее вниз. Так
что оценка 1 трлн рублей сверхдоходов завышена, более реалистично
рассчитывать на 300-400 млрд рублей.
Основная идея Минфина, говорит Александр Шустов, заключается в том,
чтобы этими деньгами покрывать бюджетный дефицит, но не создавать новых
статей расходов и не увеличивать старые - в данной ситуации это разумно.
Но должно сочетаться с грамотной денежно-кредитной политикой, со
стимулированием кредитования, со стимулированием малого и среднего
бизнеса, чтобы экономический рост получил наконец импульс и можно было
бы выбраться из рецессии. Пока же выбирается обратный путь: денежная
масса жестко сжимается, высокая ключевая ставка по сути, остается
полу-заградительной.
Кроме того, в преддверие выборного 2018 года одной из главных фобий
правительства является исчерпание Резервного фонда и Фонда национального
благосостояния, поскольку оно носит явно негативный эмоциональный окрас
у населения. Именно поэтому «сверхдоходы» будут направлять и в эти
фонды в том числе, вместо того, чтобы ими стимулировать экономику к
росту.
Правительство сейчас подготавливает среду для постоянно действующих
бюджетных правил, которые начнут действовать с 2020 г., по ним
сверхдоходы от нефти пойдут в резервы, добавляет аналитик «Алор Брокер»
Евгений Корюхин. Таким образом, Минфин надеется на экономическое
равновесие, чтобы расходы бюджета не подрывали стабильность валютного
курса рубля, как это было в предыдущие годы. Резервные средства
преимущество распределяются на депозитах и в государственных долговых
обязательствах развитых стран.
В аспекте поддержки экономики страны важную роль будут играть
процентные ставки по кредитам для бизнеса и населения. На сегодняшний
день высокие процентные ставки не позволяют экономике расти.
Правительство надеется, что увеличение резервов позволит в среднесрочной
перспективе на 1- 1,5 снизить процентные ставки до уровня инфляции, что
должно привести к повышению экономической активности.
Соответственно в этой ситуации можно с чиновниками согласиться,
заключает Евгений Корюхин, но стоит еще раз подчеркнуть, пока еще не
известно до конца, будут ли точно эти доходы, поэтому стоит рассчитывать
на заложенную доходную часть бюджета, а полученные резервы использовать
в случае кризисных ситуаций в экономике.