Как рассказали vc.ru в «Яндекс.Такси», в 2016 году количество поездок в месяц постоянно росло и в декабре превысило прошлогодний показатель на 460% — 16,2 млн против 2,9 млн. Общий рост числа поездок за год оказался чуть меньше — в 2016 году пользователи совершили в четыре раза больше поездок, чем в 2015 году. Абсолютное количество выполненных за год заказов компания не раскрывает.
2016 год стал для нас очень продуктивным. Мы запустили сервис в пяти новых странах и десятках новых городов. Это произошло благодаря упорной работе всей команды не только в 2016, но и в 2015 году. Тот год был подготовкой к стремительному рывку.
Мы улучшали качество сервиса, отлаживали все рабочие процессы таким образом, чтобы они хорошо масштабировались, экспериментировали и выявляли успешные стратегии для запуска сервиса в новых городах и странах. Теперь нам ничего не мешает быстро и эффективно расширять географию. В 2017 году мы планируем продолжать запускаться в новых странах в СНГ и Прибалтики.
— Тигран Худавердян, генеральный директор «Яндекс.Такси»
К концу 2016 года «Яндекс.Такси» присутствовало в 46 городах, тогда как к началу года сервис работал только в 10 регионах, заметил в разговоре с vc.ru создатель сервиса по вызову автомобилей FixTaxi Андрей Азаров. По его оценке, именно это стало драйвером для развития проекта.
- Андрей Азаровсоздатель сервиса по вызову автомобилей FixTaxi
-
Думаю, в первую очередь это связано с расширением географии сервиса, почти в четыре раза увеличилось количество городов присутствия. В Москве этот рост мог быть связан с изменением доли игроков, «Яндекс.Такси» мог получить часть рыночной доли Gett за счёт увеличения числа подключенных автомобилей и снижения минимального тарифа до 99 рублей. Мы вот тоже выросли в 5,5 раз, но почему-то про это никто не написал.
Снижение тарифа добавило «Яндекс.Такси» около 25% поездок в Москве, может и больше. Но думаю, что Uber в то же время рос лучше, чем «Яндекс.Такси», а вот с Gett это было не заметно.
Источник vc.ru на рынке такси-сервисов согласился с Азаровым — по его мнению, результаты «Яндекс.Такси» стали следствием «закономерного и грамотного роста», а также выхода в новые регионы. «У "Яндекса", в отличие от того же Uber, хорошие брендированные автомобили и грамотная, опять же в отличие от Uber, маркетинговая стратегия. В принципе, все росли хорошими темпами, но именно у "Яндекса" рост структурный. Uber рос за счет сжигания денег — демпинга для пассажиров и доплат для водителей», — сказал он.
Представители Uber отказались раскрывать показатели сервиса в 2016 году, в Gett не ответили на запрос vc.ru.
Представитель проектной группы «TAXI 2018» Станислав Швагерус предположил, что рост «Яндекс.Такси» в основном происходит за счёт агрессивной рекламы. Из-за побочных эффектов такого развития сервис ждёт существенный спад темпов роста в ближайшие годы, считает он.
- Станислав Швагеруспредставитель проектной группы «TAXI 2018»
-
При существующей стратегии развития «Яндекс.Такси», направленной на привлечение максимального количества пользователей с помощью стандартных инструментов — агрессивной рекламы на ТВ и через собственный поисковик, а также кратное декларируемое снижение тарифов — заявленный рост показателей вполне логичен. Кроме того, компания экстенсивно растет, входя в новые города и страны любой ценой. В частности, применяются демпинговые тарифы и серьезные доплаты местным водителям для достижения необходимого для выполнения заказов количества бортов. «Побочным эффектом» такого роста являются:
- Критическое падения качества обслуживания пассажиров подрядчиками.
- Снижение качества автомобилей такси, используемых для выполнения принятых «Яндекс.Такси» заказов.
- Снижение безопасности перевозки, что подтверждается уже ежедневными ДТП с участием машин подрядчиков «Яндекс.Такси».
- Проблемы с функциональностью приложения «Яндекс.Такси», связанные с быстрым ростом.
Как следствие этих процессов — уход клиентов к конкурентам, которые растут не такими темпами, сохраняя при этом относительную стабильность в обслуживании. В том числе более быстрый рост «Яндекс.Такси» обеспечивает «налог на Google» для Uber (действует с 1 января 2017 года — прим. ред.).
Учитывая процессы, происходящие сейчас на рынках такси в России и СНГ, я прогнозирую существенный спад темпов роста «Яндекс.Такси» в 2017 году. Это пик темпов роста. Дальше снижать тарифы невозможно — и так уже чуть ли не каждый день в сервисе применяется повышающий коэффициент.
Ещё один собеседник vc.ru на рынке такси-сервисов, пожелавший остаться анонимным, заметил, что рост количества поездок ещё не является определяющим показателем для успеха такси-сервиса в России. По его словам, компании обслуживают значительное количество поездок, которые не приносят выручки сервисам — например, на которые выделяются бонусы при регистрации пользователя.
«Можно во всякие ресурсы тонну кодов загрузить и нагнать трафика на халявный проезд. Это даёт число поездок. А вот сколько людей пришло и осталось, и как выросла постоянная аудитория — это имеет значение. Но это никто не раскроет, ни один сервис», — заметил он.
По итогам первых трёх кварталов 2016 года показатель EBITDA (объём прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, и начисленной амортизации) «Яндекс.Такси» был отрицательным и составил 786 млн рублей. Выручка компании тогда же выросла на 165% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года и составила 1,56 млрд рублей.
Один из собеседников vc.ru предположил, что публикация данных о поездках именно сейчас свидетельствует о желании «Яндекса» в скором времени вывести такси-сервис на биржу. На вопрос о том, собирается ли «Яндекс.Такси» выходить на IPO, представители компании сказали, что не исключают такого варианта, но его нет в ближайших планах.
В 2015 году «Яндекс.Такси» было выделено в отдельную компанию вместе с рядом других проектов. Тогда в «Яндексе» говорили, что это поможет более активному росту сервисов.