Власти намерены заменить льготную ставку НДС поддержкой малоимущих,
чтобы увеличить адресность социальной поддержки и отказаться от
неэффективных налоговых льгот. Как сообщают «Ведомости», обсуждение
данного вопроса изданию подтвердили сразу несколько федеральных
чиновников. Обсуждение данного вопроса ведется в Минфине и
Минэкономразвития, хотя детально вопрос не прорабатывался.
На сегодняшний день НДС по 10 льготной ставке в размере 10% взимается
с основных продуктов питания, товаров для детей, книг, учебников и
лекарств. Прошлой осенью на совещаниях у первого зампреда правительства
Игоря Шувалова Минфин предлагал поднять ставку в 2017 году до 12%, а с
2019 года увеличивать ее на 2 п. п., пока она не сравняется с нельготной
в 18%. В ведомстве предлагали взамен выдавать 10% самым бедным пособие в
1500 рублей в месяц.
По данным ФНС, сейчас льготой, которая не зависит от стоимости
товара, пользуются 5% плательщиков НДС. По некоторым оценкам, бюджету
льгота обходится в 150 млрд рублей в год. Между тем, отмена льготы, по
некоторым оценкам, приведет к росту налоговой нагрузки на бизнес и
ухудшению экономического состояния компаний. Но и в целом данный налог
вызывает огромное количество вопросов. Эксперт не раз писал, что наличие
налога на добавленную стоимость в существующей редакции — главный
фактор кризисов в российской экономике.
Живучесть и значимость НДС заключается в том, что его легко
отслеживать и собирать, говорит аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман. Да,
он подрывает инвестиции и передовые производства с высокой добавленной
стоимость, но он не зависит от прибыльности работы предприятия и
взимается даже при убытках. Его труднее увести «в тень», чем, например,
НДФЛ или налог на прибыль. Неслучайно именно доходы бюджета от НДС
показали опережающий рост по сравнению с другими налогами – на 10,0%, за
январь-ноябрь 2016 г., по данным ФНС. Его доля в поступлениях основных
налогов и акцизов, по расчётам эксперта, выросла с 18,04% до 19,04% за
указанный период в годовом исчислении.
Поэтому, указывает эксперт, Минфина заинтересован не только
сохранить, но и по возможности увеличить ставки по НДС. На это
направлена и идея отмены льготных ставок НДС на социально значимые
товары. То есть речь идёт не о том, чтобы совершенствовать неэффективный
налог, а наоборот, увеличить средние ставки по нему. Ведь льгота
обходится бюджету в 150 млрд руб. в год, ей пользуются 5% плательщиков,
по оценке ФНС. Вместо льготной ставки обсуждается адресная денежная
помощь малоимущим из бюджета.
Отмена льгот, констатирует Марк Гойхман, с одной стороны, ударит по
бизнесу в потребительском секторе. Парадокс в том, что если НДС мало
зависит от рентабельности, то наоборот, рентабельность сильно зависит от
НДС, от объёма свободных оборотных средств у предприятий. Кроме того,
отмена льгот ещё больше повысит цены на товары первой необходимости,
которыми пользуются малоимущие. Это усилит падение реальных доходов
населения, повысит уровень бедности и приведет к противополжным
задуманному результатам.
С другой стороны, с адресной компенсацией возникнут сложности.
Попытка монетизации льгот уже показывала это. Трудно точно определить
категории нуждающихся и суммы, организовать целевое использование
адресных выплат. Никто не считал, во сколько эти дополнительные расходы
обойдутся бюджету. Кроме того, отмена льгот идёт вразрез с обещаниями не
повышать налоги до 2018 года. Это было бы неоднозначно воспринято в
обществе, последствия малопредсказуемы. Вряд ли это произойдёт до
завершения нынешнего президентского цикла. А далее – определённые
подвижки возможны, в рамках идей о реформе НДС и налоговой системы в
целом. Но контуры её сейчас определить сложно.
Для государства существование НДС является однозначно выгодным,
поскольку позволяет эффективно пополнять бюджет, отмечает и юрист
Адвокатского бюро А2 Ксения Риф. Именно рост налоговой нагрузки через
акцизы и НДС сейчас рассматривается в качестве одного из основных
источников новых поступлений в бюджет. Сейчас ставки по НДС в России
находятся на среднем для Европы уровне (от 17% до 23%), что обеспечивает
достаточно хрупкий баланс интересов потребительского рынка и
государства, то есть с одной стороны позволяет пополнять бюджет, с
другой - сохранять цены на товары и услуги на приемлемом для поддержания
потребления уровне.
Как напоминает эксперт, достаточно часто появляется информация о
планах Правительства повысить ставку с 18% до 25%. На мой взгляд, данным
планам как минимум в этом году реализованы не будут, поскольку
противоречат интересам государства: сейчас рынок потребительских товаров
и услуг стагнирует в связи с их удорожанием и с сокращением реальных
доходов населения. Дополнительные 7% не позволят получать бюджету
дополнительные средства просто потому, что рост цен приведет к
очередному витку сокращения потребления в отсутствие положительной
динамики по доходам, продажи упадут, а вместе с ними постепенно будут
снижаться и налоговые поступления.
Что касается планов об отказе от пониженной ставки 10%, которая
сейчас действует при реализации медицинских товаров, товаров для детей и
отдельных продуктов питания, то в целом, по мнению Ксении Риф ,
правительство действительно может реализовать планы по сокращению числа
категорий товаров, на которые пониженная ставка распространяется, и,
скорее всего, начать могут, действительно именно с медицинских товаров.
Роста их стоимости избежать не удастся, что приведет к тому, что для
части населения дорогие медикаменты станут недоступными, но эта проблема
решаема. Решить ее можно несколькими способами: выделением адресных
субсидий производителям или денежной компенсацией сформировавшейся
разницы в стоимости отдельным категориям населения. Но это все в теории,
на практике же отказ от пониженной ставки - шаг крайне непростой,
способный привести к ускорению инфляции и росту социальной
напряженности, поэтому, сказать наверняка, будет ли реализован такой
сценарий, сложно, однако можно с уверенностью констатировать, что отказа
от НДС ни в России, ни в мире в обозримом будущем не будет.