Нет транзита, нет денег: морские порты Украины готовы пойти ко дну
Украина, как бы ни хотелось некоторым радикальным гражданам нашей
страны, довольно развитое государство с разветвленной экономикой.
Немаленькой частью украинской экономики является портовое хозяйство,
хотя подведенные недавно итоги работы украинских портов в прошедшем году
свидетельствуют, что вклад этой отрасли в бюджет Украины заметно
уменьшился.
Согласно данным Мининфраструктуры республики, за прошедший год
морские порты Украины пропустили 132 млн. тонн грузов. Цифра солидная,
но она на 8,7% меньше, чем было в 2015 году. При том что последним
годом, когда фиксировалась положительная динамика, был 2014, а в
позапрошлом году порты Украины показали нулевой рост перевалки грузов.
Общий спад объемов перевалки грузов составляет, как не сложно
подсчитать, 12,5 млн. тонн. При этом спад наблюдается по всем
направлениям. Экспорт снизился со 103,8 до 100 млн. тонн, и это при
учете увеличения аграрного сегмента экспорта. Перевалка импортных грузов
упала более чем на 10% — с 18 до 16 млн. тонн. Даже в отношении
необходимого после начала гражданской войны на Донбассе угля наблюдается
сокращение с 5.6 до 3.7 млн. тонн.
Спад не обошел стороной и внутриукраинские перевозки, правда, это
связано, скорее всего, с возобновлением железнодорожного сообщения с
Мариуполем. Тем не менее, в этом сегменте спад составил 24%. Ну а
рекордное сокращение показателей отмечается в области транзитных грузов:
10 млн. тонн против 15,9 млн. в 2015 году, то есть падение составило
около 37%.
Помочь читателям журнала «Слово и Дело» разобраться с причинами этой
ситуации, а также определить перспективы, которые сулит Украине
сокращение перевалки грузов, взялся кандидат экономических наук, старший
научный сотрудник Центра постсоветских исследований и эксперт по
Украине Артем Геннадьевич Пылин.
Подведены итоги работы украинских портов в 2016 году.
Перевалка грузов сократилась на 8,7%. Насколько важным индикатором
состояния украинской экономики можно считать этот показатель?
Это не очень большое падение. Надо сказать, что оно связано не
только с внутриукраинскими проблемами, но и в целом со спадом в мировой
торговле и, как следствие, с падением грузооборота. Конечно, для Украины
это весьма ощутимо, поскольку страна традиционно специализировалась на
обслуживании международной торговли. В советское время там было одно из
самых мощных портовых хозяйств. И в 90-е и в 2000-е годы эта отрасль
приносила существенные доходы бюджету… Но это сокращение, на мой взгляд,
связано с сокращением мировой торговли в целом, ну и со снижением
спроса на товары украинского производства.
Сократились объемы перевалки транзитных грузов. По сравнению с
2015 годом. Судя по основным позициям (уголь, железная руда,
нефтепродукты, удобрения, черные металлы), эта продукция шла из России.
Есть ли шансы у Украины найти альтернативные транзитные грузы для своих
портов?
Что касается транзита, то это является результатом проблем
украинской экономики и отношений с Россией. Вы правы, основной поток
сырьевых товаров шел через Украину из России, отчасти из Казахстана.
Конечно, российские компании, видя текущую ситуацию, стремятся
минимизировать свои риски и пытаются найти обходные пути.
Конечно, Украина теряет на этом доходы, но учитывая сложности
логистики, Украине в ближайшем будущем будет сложно заменить российский
транзит. Были надежды на транзит из Китая, но их реализовать достаточно
сложно.
Единственная позиция, по которой наблюдается рост — это
аграрный экспорт. Как вы считаете, есть ли у Украины возможность и
дальше развивать это направление, хватит ли перевалочных мощностей?
Каждый порт имеет свою специфику. Одни специализируются на
перевалке продовольственных товаров, другие на перевалке руды, металлов,
угля и так далее. Поэтому переориентировать порт с одной специализации
на другую достаточно сложно.
Но в советский период украинские порты, специализирующиеся на
продовольствии достаточно широко использовались и были одними из главных
в Союзе. Поэтому какие-то резервы мощности есть, но я не берусь судить,
какой запас прочности у них имеется.
Таким образом, считать ситуацию критической для Украины не стоит.
Однако следует помнить, что портовое хозяйство требует достаточно
солидных расходов на поддержание его в должном состоянии, и если
снижение объемов перевалки грузов спровоцирует сокращение финансирования
портов, то в скором времени к проблемам грузооборота прибавится
старение инфраструктуры и вытекающие из этого проблемы. Собственно,
некоторые намеки на устаревание портового оборудования уже есть, а как
будет развиваться ситуация с украинскими портами дальше покажет время.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+