Как Белоруссия зарабатывает на российско-украинском конфликте
Белоруссия оказалась единственной страной в регионе,
которая получает целый ряд выгод от войны на востоке Украины и от
российско-украинского конфликта в целом. Вряд ли белорусы хотели
получить такой источник заработка, но от сложившейся ситуации никуда не
деться, и вот уже почти три года белорусы со всей своей смекалкой
используют предоставившиеся им возможности.
Белоруссия, которая с
декабря 2014 года находится в состоянии очередного экономического
кризиса, использует любую возможность заработать. Уход России с
украинского рынка предоставил Минску возможность занять эту нишу и
получить значительную экономическую выгоду из кризиса в отношениях
Москвы и Киева. В этой ситуации какие-то идейные предпочтения быстро
отошли на второй план. Официальный Минск, курирующий все
внешнеэкономические проекты, сумел с пользой для себя развить
торгово-экономические отношения с Украиной.
Уже в первой половине
2016 года Украина заняла второе место после России по экспорту
белорусских товаров и четвертое — по импорту.
Хотя товарооборот
между Белоруссией и Украиной постоянно растет по объему, он периодически
снижается в денежном выражении. Причина — колебания цен на
энергоносители и общая нестабильность экономической ситуации.
Но
главная перемена все же в другом. Если до конца 2013 года Белоруссия и
Украина конкурировали за ресурсы России и за сотрудничество с Москвой,
то после смены власти в Киеве такой конкуренции больше нет. Вместо нее
Минск и Киев предпочитают развивать двустороннее сотрудничество. При
этом интерес белорусских властей даже не чисто финансовый. Официальный
Минск с какого-то момента начал использовать Украину как своего рода
мост на Запад.
Сближение Украины с Западом белорусское
руководство, декларирующее «многовекторную внешнюю политику», восприняло
как окно возможностей, которые можно использовать для реализации
задумки по налаживанию отношений с Западом.
Не случайно же
высокопоставленные белорусские чиновники так часто встречаются, к
примеру, с Михаилом Саакашвили. В какой-то момент СМИ двух стран даже
начали называть одесского губернатора «главным лоббистом интересов
Белоруссии на Западе».
Сегодня можно выделить несколько основных направлений, по которым развивается белорусский бизнес «на Украине».
Транзит
С
начала конфликта в Украине роль Белоруссии как транзитного коридора
сильно выросла. После того, как Россия и Украина прекратили
авиасообщение, компания «Белавиа» резко увеличила доходы, значительно
расширив свои перевозки во многие украинские города. Фактически Минск
стал транзитным узлом в авиасообщении между Украиной и Россией.
Одновременно
Украина сейчас борется за транзит белорусских экспортных грузов, и
прежде всего — калийных солей. Украинцам приходится конкурировать с
Литвой и Латвией, через порты которых идет основной поток белорусского
экспорта. А Киев хотел бы привлечь белорусскую продукцию в свои
транзитные порты, и прежде всего в Одессу. И это вполне возможно, если
белорусские производители получат от Украины достаточные скидки.
Впрочем, есть риск, что тогда аналогичные скидки предоставят и Литва с
Латвией.
Главная статья дохода Белоруссии на транзите связана с
тем, что Россия с 1 января 2016 года запретила ввоз сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых
является Украина.
Кроме того, с 1 января прекращено действие зоны
свободной торговли с РФ, по условиям которой украинские товары поступали
на территорию России по нулевой ставке таможенного тарифа. Таким был
российский ответ на решение Киева не откладывать введение Соглашения о
зоне свободной торговли между Украиной и ЕС.
Уже через день после
начала действия российского эмбарго премьер-министр Украины Арсений
Яценюк заявил, что Украина выходит из зоны свободной торговли с Россией,
поднимает пошлины на все российские товары и вводит торговое эмбарго на
ряд товаров, изготовленных в России.
Результатом стала новая роль
Белоруссии — как страны-посредника, транзитера (в том числе в «серых»
торговых схемах) между Россией и Украиной. Белоруссия моментально стала
главным импортером украинских фруктов.
По данным украинской
налоговой службы, уже в ноябре 2015-го белорусские фирмы закупили 99,63%
экспортируемых украинских фруктов на сумму в $554 тыс. Главные статьи
украинского плодового экспорта в Беларусь — яблоки, сливы, груши,
персики, абрикосы, арбузы и дыни.
«У нас никто и не сомневается,
что дальше все фрукты, что мы привозим, просто идут в Россию под видом
белорусской продукции. Собственно, наши белорусские партнеры это от нас
особо и не скрывают, — говорит Олег Денисенко, владелец небольшой фирмы
по грузоперевозкам. — Да вы сами посмотрите: наши дыни или персики еще
могут быть интересны беларусам, согласен (и то не в таком количестве). А
вот яблок, слив, вишен и прочих груш на местном рынке и так с избытком.
То есть у белоруских посредников, просто перепродающих овощи и фрукты в
Россию, единственная проблема: оформить на них сертификаты как на
белорусскую продукцию».
Продукты нефтепереработки
По итогам
10 месяцев 2016 года доля белорусского бензина в балансе украинского
рынка составила 55%, дизтоплива — 48%, а всего украинский рынок принял
около 3,3 млн т топлива из Белоруссии. В результате может быть повторен
исторический рекорд 2012 года, когда в Украину было поставлено более 4
млн т белорусских нефтепродуктов. И это оказалось одной из самых ярких
демонстраций выгодности для Белоруссии конфликта в Украине.
Рост
белорусских поставок дизтоплива был прежде всего связан с российским
эмбарго на поставку дизельного топлива в Украину. Причем на первом этапе
белорусские фирмы просто оформляли на себя российское топливо, которое
не могло официально ввозиться в Украину. После введения запрета на
произведенное на российских НПЗ топливо начало сертифицироваться в
Белоруссии как ТДЭ (топливо дизельное экспортное) и отгружаться в
Украину как белорусский продукт через белорусские компании. В числе
посредников украинские и белорусские источники называют «Интерсервис»
(владельцы Александр Шакутин и Николай Воробей) и «Энерго-ойл» (Алексей
Олексин).
Позднее Мозырский НПЗ в значительной степени начал
работать на поставки в Украину — тем более, что в Европе одновременно
снизился спрос на белорусские нефтепродукты.
В свою очередь, более
чем 80% рост поставок бензина был главным образом связан с
переориентацией на белорусскую продукцию сети заправок ОККО —
крупнейшего продавца бензина в Украине. Впрочем, и другие украинские
заправочные сети нарастили поставки из Белоруссии.
Рост
украинского спроса на белорусское топливо — это долгосрочная тенденция.
Причина в том, что в ходе конфликта Украина потеряла второй в стране по
величине Луганский НПЗ, и заместить его в обозримом будущем нечем.
Любопытно, что топливо для Украины белорусы вырабатывают из беспошлинной
российской нефти.
Полезная труба
Развитие конфликта в
Украине сделало эту страну закрытой для транзита российского газа в
Европу. В этих условиях резко возросло значение Белоруссии как
транзитера в Европу российских газа и нефти.
Правительство
Белоруссии не спеша и без особой огласки, но все же ведет переговоры с
«Газпромом» о возможности строительства на территории страны газопровода
«Ямал-Европа-2» — второй «нитки» газопровода «Ямал-Европа». Идею такого
строительства еще в 2012 году высказал российский президент Владимир
Путин. Для Белоруссии строительство газопровода означает
многомиллиардные инвестиции, а в дальнейшем — доходы от транзита газа и
аренды земли для газотранспортной инфраструктуры.
Еще до событий в
Украине проект «Ямал-Европа-2» обсуждался за закрытыми дверями на
встрече Александра Лукашенко и Владимира Путина 15 марта 2013 года в
Санкт-Петербурге. «Лукашенко увидел отличную возможность отобрать
транзит газа у несговорчивой Украины, не желающей сотрудничать напрямую с
«Газпромом, — сказал тогда «Газете.Ru» один из белорусских экспертов. —
Газпром» планирует на треть увеличить транзит через Беларусь (около 15
млрд куб. м в год). Это позволит «Газпрому» не только сэкономить на
поставках в Европу, но и надавить на Киев. … Беларусь постепенно
отбирает транзитную роль у Украины».
Вскоре после тех переговоров,
3 апреля 2013-го, президент России на встрече с главой «Газпрома»
Алексеем Миллером заявил о необходимости вернуться к проекту газопровода
«Ямал-Европа-2». «Мы в связи с «Северным потоком» и «Южным потоком»
фактически отказались от проекта Ямал-Европа-2. По «Южному потоку» мы
уже практически начали работы, и я просил бы вернуться к проекту
Ямал-Европа-2», — сказал тогда Путин. «Мы прорабатываем варианты
строительства газопровода по территории Беларуси с пониманием того, что
сегодня транзит через территорию Беларуси по трубопроводу Ямал-Европа
является самым экономически эффективным», — ответил президенту России
Алексей Миллер.
Вооруженное сотрудничество
Отдельное и очень
доходное направление белорусско-украинского бизнеса — это
сотрудничество в военно-технической сфере. Для Киева оно актуально как
минимум потому, что в стране идет гражданская война, для Минска —
потому, что дает возможность задействовать оставшуюся со времен СССР
развитую систему предприятий ВПК.
За несколько последних лет
Белоруссия и Украина реализовали ряд совместных военно-технических
проектов, в том числе с выходом на мировые рынки вооружений. Примеры
совместной продукции — противотанковые ракетные комплексы «Скиф»,
«Шершень» и «Каракал», комплекс ПВО «Стилет».
Отдельная тема —
выпуск в Белоруссии вертолета Ми-8МСБ. Специально под этот проект
официальный Минск даже продал украинской компании «Мотор Сич» свое ОАО
«Оршанский авиаремонтный завод».
В 2014-м Белоруссия оказала
Украине услуг по ремонту военной техники в 2,4 раза больше, чем в 2013
году. Сумма контрактов — $11 млн.
Например, на белорусском 558-м
авиаремонтном заводе в Барановичах ремонтируются и восстанавливаются
украинские военные самолеты. Там же модернизируется система управления
огнем и обнаружения целей. Официальных данных за более поздние периоды
не публиковалось.
В 2015 году Белоруссия поставила в Украину
двигателей и ремонтных комплектов для легкобронированной техники (БТР,
БМП) как минимум на $2 млн. Также Украина получила от Минска
аккумуляторных батарей для танков и БМП на $2,19 млн. Помимо этого,
Белоруссия активно поставляет на Украину, в основном для нужд ВСУ и
Нацгвардии, оптику для стрелкового оружия: монокуляры и тепловизоры,
коллиматорные и другие прицелы, дальномеры и устройства прицеливания для
техники. Сюда нужно добавить устройства на жидких кристаллах (мониторы,
экраны прицельных устройств в БТР-4 и т. д.).
«В 2014 году, с
началом боевых действия, украинский рынок открылся для белорусской
техники двойного назначения. Прежде всего грузовиков МАЗ и тягачей МЗКТ.
Белорусские тягачи на постсоветском пространстве вообще вне
конкуренции. А МАЗы — хоть и не самые лучшие грузовики, но все же
намного лучше ужасных украинских КРАЗов, — напоминает белорусский
эксперт Сергей Марцелев. — Белоруссия также старается использовать
потенциал украинского военно-промышленного комплекса в своих целях, для
налаживания собственного производства вооружений. Например, уже в 2014
году украинских специалистов с военных заводов приглашали переезжать в
Белоруссию прямо с семьями».
https://news.rambler.ru/articl... Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 577
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 388
Рейтинг поста: