Краснодарский
предприниматель Алексей Алифиров рассказал RT, что стал жертвой
мошенников, похитивших у него крупную сумму посредством замены
SIM-карты. Получив доступ к сервису мобильного банка, злоумышленники
украли личные сбережения и опустошили счёт его фирмы на сумму свыше 700
тыс. рублей. Мобильными банковскими приложениями пользуются более 18 млн
россиян. Какие существуют схемы вывода денег и как не стать жертвой
мошенников — разбирался RT.
По
данным аналитического агентства Markswebb Rank & Report, 83,8%
пользователей услуг мобильного банка осуществляют операции через
смартфон, причём 37,4% из них делают это регулярно. Считается, что
наиболее функциональные приложения разработали для своих клиентов
«Тинькофф», Альфа-Банк и Сбербанк.
Сегодня случаи похищения денег
посредством SIM-карты встречаются нечасто. Однако именно поэтому
случившееся с Алифировым требует серьёзного внимания со стороны
правоохранителей, бизнеса, экспертов и гражданского общества. Как
выяснил RT, в зоне риска находятся миллионы россиян.
Неладное с SIM-картой
22
декабря Алифиров обнаружил, что его смартфон, который до того работал
исправно, не показывает наличие связи. Перезагрузка не помогала
исправить проблему, и предприниматель решил обратиться за помощью к
своему оператору МТС. Дело в том, что на один номер телефона может быть
зарегистрирована только одна рабочая SIM-карта, поэтому в случае выдачи
новой карты старая симка автоматически блокируется.
Алифиров сразу
почувствовал неладное: «Я понимаю, что симка пустая, скорее всего, её
где-то восстановили, потому что сломаться она не могла. Я был недалеко
от офиса МТС, прибежал туда в панике».
Бизнесмен попросил
сотрудников заблокировать SIM-карту, так как через неё могли одобрить
перевод денег. Однако у него не было с собой паспорта, и ему пришлось
вернуться за документом домой, а затем снова явиться в офис оператора
связи. «Через какое-то время я приехал с паспортом, восстановил симку,
вошёл в интернет-банк Альфа-Банка и увидел, что там ничего нет. Тут же
позвонил в сервис Альфа-Банка, все карты и все возможные операции
заблокировали, но большинство операций было проведено, кроме двух», —
говорит Алифиров.
Всё по нулям
Несмотря
на то, что банк заблокировал до 31 декабря две операции, деньги всё
равно ушли в карман мошенникам. «Пока я там сидел, вспомнил, что в
Альфа-Банке есть ещё и счёт моей фирмы. Сначала даже и не подумал, что
это возможно, чтобы оттуда что-то сняли. Тем не менее там тоже было всё
по нулям. После того, как сделали выписку, увидели, что все деньги ушли
переводом в Банк Хоум Кредит на имя физлица», — продолжает Алифиров.
По
межбанковской системе сообщений SWIFT был отправлен запрос в «Хоум
Кредит» о замораживании перечисленных средств по подозрению в
мошенничестве, на который, по словам Алифирова, пока не поступило
ответа.
«Деньги были обналичены не сразу, они там
лежали два дня, всё произошло 22 декабря, а только 24-го их списали.
Общая сумма ущерба составила более 700 тыс. рублей, — рассказал он.
—
На сегодняшний день Альфа-Банк принимает активное участие в разрешении
моей ситуации. Подключили сотрудников на самом высоком уровне, потому
что у них это первый случай за пять лет существования этой системы. В
других банках, говорят, такие случаи были».
При этом
предприниматель допускает, что мошенникам удалось каким-то образом
получить информацию о логине и пароле к мобильному банку. «В Альфа-Банке
говорят, что факта восстановления пароля не было, но когда я пытался
войти в «Альфа-Бизнес», то старым паролем по какой-то причине не смог
воспользоваться, он не подходил. Я туда смог зайти, только пройдя
процедуру восстановления пароля в отделении банка. Это можно сделать
только там и с паспортом», — пояснил Алифиров.
По словам
потерпевшего, есть ещё один важный нюанс. «У МТС была такая система, что
во время перевыпуска SIM-карты — сам ли ты это делаешь или по
доверенности — автоматически уходила информация в банк обслуживания, и
ты не мог зайти в личный кабинет без личного подтверждения, что
SIM-карту ты перевыпустил. В этот раз данная система по каким-то
причинам не сработала — что удивительно, потому что я неоднократно менял
SIM-карту и каждый раз шёл в банк сразу».
В поисках преступников
Сейчас
делом Алифирова занимается полиция. «23 декабря в Управление МВД России
по городу Краснодару обратился местный житель с заявлением о хищении
крупной денежной суммы, как с его личного банковского счёта, так и с
банковского счёта организации, в которой он является директором. Все
операции были проведены неизвестным лицом, получившим доступ к
приложению «мобильный банк», подключённому к мобильному устройству
заявителя, — сообщили RT в пресс-службе ГУ МВД России по Краснодарскому
краю. — В настоящее время проводится комплекс оперативно-разыскных
мероприятий, направленных на установление всех обстоятельств
произошедшего и задержание лиц, причастных к данным действиям».
«Вопросы
регулирования продажи и выпуска SIM-карт относятся к компетенции
Роскомнадзора. Главная проблема, связанная с SIM-картами, — это их
бесконтрольное распространение и оформление без указания паспортных
данных. Это существенно осложняет расследование практически любых
преступлений. Для того, чтобы изменить данную ситуацию, сотрудники МВД
России принимали участие в деятельности межведомственной рабочей группы,
созданной под эгидой Минкомсвязи. По итогам работы группы были
подготовлены предложения о внесении изменений в законодательство с целью
ужесточения ответственности за продажу SIM-карт с нарушениями», —
рассказали RT в пресс-центре МВД России.
В министерстве добавили,
что SIM-карты используются при совершении практически всех преступлений в
сфере информационных и телекоммуникационных технологий.
«Основные
направления использования: регистрация на эти номера разнообразных
учётных записей, например, в социальных сетях; регистрация электронных
кошельков (они, как правило, привязаны к номеру телефона). Эти кошельки
используются для вывода похищенных денег, их дробления,
перераспределения; для получения денег от жертв; анонимный доступ в
интернет с целью осуществления противоправных действий; SIM-карта может
быть заражена вирусом, предназначенным для хищения денег с банковских
счетов. Так бывает с SIM-картами, которые бесплатно раздают у метро», —
отмечают в ведомстве.
Там пояснили, что существуют ещё десятки
различных вариантов использования SIM-карт мошенниками. Например, когда у
метро раздают бесплатные SIM-карты. Люди берут их, вставляют в телефон и
переводят деньги на счёт. Но часто оказывается, что данные карты
зарегистрированы на другое лицо и что деньги, которые вносятся на этот
счёт, в итоге достаются злоумышленникам. Другая схема — злоумышленники
ищут в сети объявления о продаже чего-либо или сборе пожертвований. Из
них (или посредством социальной инженерии) они получают реквизиты
банковской карты, номер телефона и ФИО жертвы. Имея эти данные, они
изготавливают подложные документы (часто справку об утере или замене
паспорта) и идут в салон связи получать дубликат SIM-карты. Получив его,
они подключают услугу мобильного банка (а номер, в свою очередь,
привязан к банковской карте жертвы) и похищают деньги.
«Способы
защититься: приобретать SIM-карты только в салонах связи и офисах
операторов, не передавать незнакомым людям сведения о своей банковской
карте, в случае утери SIM-карты как можно быстрее её заблокировать», —
рекомендуют в пресс-центре министерства.
Сотрудник МВД России по
преступлениям в сфере высоких технологий, пожелавший остаться
неназванным, рассказал RT свою версию того, каким образом злоумышленники
выводят деньги со счетов граждан. По его словам, преступления чаще
всего осуществляется с помощью недобросовестных сотрудников
компаний-операторов.
«Были ситуации, когда сотрудник
сотовой компании переоформлял симку на другого, своего человека. Тот
человек шёл в офис оператора сотовой связи, брал SIM-карту и с её
помощью авторизовывался через мобильный банк или через банковскую
систему удалённого доступа.
Таким образом он получал
возможность переводить деньги, и потом, чтобы непонятно было, как это
произошло, SIM-карту снова регистрировали на хозяина», — пояснил
источник.
«По Альфа-Банку заявлений к нам ещё не поступало. Скажу
только, что дырок в системах защиты полно. Получить доступ к личному
кабинету в мобильном банке элементарно. Дальше деньги раскидали по
карточкам и потом обналичили. Если злоумышленники знали лично хозяина
SIM-карты, то они, естественно, узнали его паспортные данные, и если из
банка поступил какой-то звонок или просьба удостовериться, они
паспортные данные назвали мужским голосом — и всё», — сказал собеседник
RT.
Трудности следствия
Сотрудник
МВД сетует, что правоохранителям не хватает оперативности для раскрытия
мошеннических схем из-за бюрократической волокиты. «Например, чтобы
получить информацию по движению денег по банковской карте. Обращаемся к
потерпевшему, говорим ему: «Посмотри, пожалуйста, куда отправлены
деньги». Ему даже ответ могут дать, если он пошёл с этим заявлением, не
сразу, а через несколько дней, а то и недель», — констатировал источник,
с которым говорил RT.
Затем полиция готовит запрос и направляет
его в банк. «Банки не обязаны принимать такие запросы каким-либо
электронным образом, поэтому им должно физически дойти это письмо с
бланком и печатью. Рассмотрение запроса занимает до 30 дней. Ответ они
тоже высылают по почте — соответственно, мы получаем ответ о том, куда
ушли деньги, через месяц», — поясняет собеседник RT. При этом для
доказательства причастности человека к мошенничеству обязательно
необходимы видео обналичивания денег в банкоматах, а они не всегда
бывают в наличии.
По мнению сотрудника МВД России, самой уязвимой
операционной системой для взлома кабинета в мобильном банке является
Android. Он утверждает, что хакеры могут легко похитить личные данные
через установку стороннего ПО и посредством сообщений, содержащих вирус.
Механизмы безопасности
Эксперт
компании-разработчика антивирусного ПО ESET Russia Сергей Кузнецов
рассказал RT, что хакеры используют широкий набор инструментов, чтобы
похитить деньги пользователя мобильного банка: «От хрестоматийных
мошеннических SMS («Ваш счёт заблокирован. Срочно перезвоните по
телефону такому-то») до технически сложных схем (перехват одноразовых
паролей от онлайн-банка). Классика жанра — SMS-троян для Android».
Кузнецов
предупреждает, что хакеры пользуются простодушием людей, которые
придумывают примитивные пароли, и легко перехватывают все необходимые
данные через заражённые телефоны. Тем не менее эксперт подчеркнул, что
вопрос безопасности счетов — это прежде всего компетенция банка.
«Построение
такой защиты — обязанность банка и его же ноу-хау. Каждое финансовое
учреждение решает эти задачи по-своему — это механизмы безопасности,
зашитые на уровне архитектуры приложений, двухфакторная аутентификация,
безопасное хранение пользовательских данных и прочее», — указывает
Кузнецов.
Западня Алифирова
На
сегодняшний день ситуация с краснодарским предпринимателем остаётся без
изменений. Пресс-секретарь МТС в регионах ЮФО и СКФО Юлия Феоктистова
заявила, что компания готова сотрудничать со следствием.
«Все
необходимые для следствия материалы компания готова передать в полицию.
Это не было халатное отношение. Я не могу сейчас ничего
прокомментировать. Поймите, идёт проверка. Проходит внутренняя проверка,
и, естественно, в дело должна вмешаться полиция, непременно, потому что
очевидно, что это предмет их действий, расследования», — сказала она.
В
пресс-службе Альфа-Банка подтверждают факт ограбления Алексея
Алифирова. Однако финансовое учреждение сообщает, что приняло все
необходимые меры, действуя в строгом соответствии с инструкцией.
Альфа-Банк обратил внимание, что один из платежей удалось вернуть, хотя
Алифиров говорит, что он потерял все деньги.
«Все платежи были
совершены в соответствии с требованиями банка и законодательством, и
оснований для невыполнения платежей у банка не было на момент их
совершения. Клиенту Алифирову рекомендовано обратиться в полицию с
заявлением о мошенничестве, что он и сделал. На сегодняшний день ведётся
следствие», — сообщили в банке.
Пресс-служба Банка Хоум Кредит,
на счёт которого пришли похищенные у предпринимателя деньги, также
информирует о том, что после сообщения о несанкционированной транзакции
«были незамедлительно предприняты все меры, предусмотренные для такого
рода случаев». В банке добавили, что «денежные средства были сразу же
обналичены мошенником в банкомате стороннего банка».