Инженерная школа в СССР и России всегда была
предметом национальной гордости. Но тот факт, что технические,
конструкторские «мозги», присущие заметной доле нашего народа, могут в
массовом же порядке сопрягаться с коммерческими талантами, для многих,
видимо, станет новостью. Да и не лишне вспомнить, что на заре рыночных
реформ, в девяностые, когда целая армия бывших сотрудников КБ и НИИ
устремилась в бизнес — скорее от безысходности, чем по призванию, —она
играла далеко не первую скрипку в экономике, уступая в коммерческой
прыти бывшим секретарям райкомов ВЛКСМ
Тем не менее новый тренд проступает, когда анализируешь истории
компаний-экспортеров, собранные в очередном выпуске специального доклада
«Сделано в России». Если попытаться определить общее, за счет чего
бизнесы, работающие в очень разных отраслях (относящихся к несырьевым),
прожившие разную историю и имеющие разные стратегии, добиваются сегодня
успеха на международном рынке, окажется, что это высокая доля в их
деятельности инженерного труда. В самом узком и самом широком смыслах.
Инженерная составляющая велика в продукте практически любого
экспортера: от офисного дизайнера, производителя автоприцепов — до
создателя искусственных кристаллов, сложнейших электронных или
оптических приборов, разработчика ИТ-программ. Она велика также — и это
отмечают даже зарубежные клиенты наших экспортеров — в оснащении и
организации производства, цехов. Здесь присутствуют не просто новейшие
технологии, но спроектированное собственными инженерами оборудование или
производственный комплекс. Так компании, озаботившиеся выходом на
мировой рынок, загодя конструируют свое преимущество перед конкурентами в
скорости выполнения заказов, в качестве и себестоимости продукции. С
той же целью и той же инженерной скрупулезностью они занимаются
локализацией производства, даже вопреки общему тренду, а также
выстраивают систему менеджмента.
Говоря иными словами, во всем этом проявляется стратегичность их
мышления, то есть инженерный подход к бизнесу. Вообще-то, похоже, мы
имеем дело с очередным витком в развитии русского бизнеса: когда те
самые, едва заметные на экономическом небосклоне девяностых,
предприниматели-инженеры, пройдя через горнило нескольких кризисов
выросли в лидеров своих индустрий.
Характерно в связи с этим то, какую роль в их экспортной стратегии
сыграла прошлогодняя девальвация рубля, от которой многие ждали, что она
окажется мощным драйвером роста российского экспорта. Да, она стала
хорошим подспорьем для действующих экспортеров в продвижении на рынки
развивающихся стран, особо чувствительных к цене: Китая, Индии,
Латинской Америки, Африки. Однако не будь у них за плечами нескольких
лет стратегической деятельности по разработке экспортного продукта и
налаживанию партнерских связей, никакой экспансии на мировой рынок
благодаря девальвации не получилось бы. С другой стороны, и без
девальвации они все равно продвигались бы к своей цели, пусть медленнее,
но так же методично, как и раньше.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+