«Последний» порт Прибалтики пошел ко дну. Белорусский транзит уходит в Россию
С каждым месяцем страны Прибалтики все более недружелюбно настроены
по отношению к России, о чем свидетельствует западная пресса, а Россия в
это время отвечает не безжалостной пропагандой, а небольшими
экономическими подножками. Не так давно российский транзит практически
полностью покинул страны Прибалтики, как итог - порты потеряли основной
источник оборота. К примеру, Вентспилсский порт за каких-то девять
месяцев 2016 года лишился 20% от финансового потока, а в общей сложности
от российских грузов порт зависит примерно на 80% - еще есть куда
двигаться.
Уход российских грузов был во многом ожидаемым. В прошлом году
президент России Владимир Путин в послании Федеральному Собранию огласил
транзитную стратегию России, связанную с эксплуатацией собственных
портов вместо прибалтийский. Своеобразное портовое импортозамещение,
если хотите. Разумеется, в подобном процессе возникли и финансовые
издержки, которые нефтяникам были компенсированы. Тем не менее, процесс
идет своим чередом и вполне успешно: загружаются порты Усть-Луга
и Приморск, в то время как Рига, Лиепая и Таллин стремительно пустеют.
Следовательно, потеря российского транзита не слабо ударила по
экономике Литвы, Латвии и Эстонии. Казалось бы, существует еще масса
способов пополнить казну, но именно транзитная отрасль формирует весомую
часть ВВП стран Балтии. Для Латвии и Эстонии это около 8%, для Литвы -
7,7%. Поэтому уже осенью 2016 года в прессе смело утверждали, что
экономика Прибалтики переживает огромный кризис.
Но, как оказалось, экономические трудности, связанные с уходом
российского транзита и контейнеров, - это лишь полбеды. Теперь красотка
Россия, удаляясь и посылая воздушные поцелуи, решила захватить с собой и
транзит товарищей по советскому прошлому. Поддержать в небольшой
блокаде Прибалтики вызвалась Белоруссия, за чьи грузопотоки с выводом
российского транзита настолько обострилась конкуренция между Латвией и
Литвой, что в воздухе повисло предвкушение войны.
Весь размах катастрофы настолько внушителен, что на плаву в течение
последнего года держался лишь порт Клайпеда. Угадайте, благодаря
грузам какой страны?
Клайпеда за одиннадцать месяцев и неполный декабрь 2016 года
демонстрирует уверенный рост за счет увеличения грузопотока из
Белоруссии. Получается, что Белоруссия и порт-счастливчик стали
последней надеждой Прибалтики. И если надежда, как говорится, уходит
последней, то уйдет она очень скоро и вместе с белорусским транзитом под
задористый звон рождественских колокольчиков.
О дальнейшей судьбе Прибалтики без белорусских грузов журнал "Слово и
дело" решил спросить профессора кафедры международных финансов МГИМО,
доктора экономических наук Валентина Юрьевича Катасонова.
- Прибалтийские порты теряют российские грузы, и сейчас идет
борьба за белорусские. Однако и Россия готова предложить Белоруссии
лучшие условия. Что будут делать прибалты, если потеряют и этот транзит?
- Думаю, что Прибалтика просто опустеет. Достаточно сравнить
статистику по этому региону за последний год существования СССР и за
2014-2015 годы. Потеряно огромное количество населения, и это, конечно,
не убыль из-за смертности, а результат того, что народ разъезжается в
разные стороны. Что неудивительно, ведь работать там негде.
Вообще думаю, такими темпами Прибалтике может скоро настать конец.
- Может ли Прибалтика рассчитывать на помощь Брюсселя в этом вопросе?
- Если только символическую. Сейчас, скорее, прибалты
рассчитывают на помощь не Брюсселя, а Вашингтона. Не секрет, что
американцы осваивают данный регион как военный плацдарм, перебрасывая
туда свои вооруженные подразделения и технику. Многие прибалты наивно
думают, что получат какую-то компенсацию из-за океана. Американцы, в
свою очередь, подкрепляют эти ожидания обещаниями. Это, в принципе, их
обычная тактика – обещать и ничего не делать.
А у Брюсселя сейчас другие приоритеты. Он скорее обратит внимание
на такие «горячие точки» Европы, как Италия или Греция, а не на
скромных прибалтов. Прибалтика в этом смысле – тихая гавань, которая
постепенно умирает.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+