Турецкий поток: работа пошла
Александр Пасечник
Что позволило активизировать усилия по реализации проекта «Турецкий поток»
«Газпром»
активизировал работы по проекту «Турецкий поток» после его недавнего
утверждения Анкарой. 2 декабря парламент Турции ратифицировал соглашение
с Россией по строительству газопровода, а уже через три дня
соответствующий закон подписал президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. 16
декабря законопроект о ратификации соглашения между Россией и Турцией
по «Турецкому потоку» одобрило и правительство России.
Известно,
что та часть газовой магистрали на территории Турции, которая
предназначена для турецкого рынка, будет строиться турецкой госкомпанией
Botas, а наземная инфраструктура для транзита газа в Европу (до границы
с Грецией) ―— совместным российско-турецким предприятием.
Зафиксирован
прорыв и по морскому участку трубы. 8 декабря в Амстердаме дочернее
предприятие «Газпрома» South Stream Transport B.V. подписало контракт со
швейцарской компанией Allseas Group S.A. на строительство первой нитки
морского участка газопровода «Турецкий поток» с опционом на укладку
второй нитки.
Согласно контракту, Allseas должна уложить по
морскому дну более 900 км трубы, для чего подрядчик планирует
задействовать новое спецсудно Pioneering Spirit. Allseas приступит к
укладке первой нитки во втором полугодии 2017 года.
Предварительные
параметры проекта «Турецкий поток» —― это две ветки мощностью более 16
млрд кубометров каждая, причем одна нить — исключительно под нужды
Турции, вторая — транзитная, до греческой границы. Газ по первой ветке
планируется пустить до конца 2019 года, по второй срок будет зависеть от
европейцев, готовы ли они синхронизировать стройки, чтобы соединить
подводы на хабе с локацией на турецко-греческой границе.
В этом
контексте важна реакция ключевых европейских потребителей. В начале
декабря Италия объявила, что заинтересована в переносе пункта сдачи
российского газа на юг страны в связи с планами России по строительству
«Турецкого потока». Как пояснил председатель правления «Газпрома»
Алексей Миллер, на встрече с главой итальянской Eni Клаудио Дескальци в
начале декабря обсуждался газопровод Poseidon, который может быть
проложен от границы Греции и Турции до юга Италии — как продолжение
второй нитки газопровода «Турецкий поток». Первая, как известно,
предназначена для покрытия нужд Турции. «Итальянские партнеры
подтверждают интерес к сотрудничеству с «Газпромом», а именно по
поставкам газа через Черное море по новым транспортным коридорам», —
подчеркнул руководитель российского концерна.
Таким образом, можно
констатировать, что в принципе Рим продемонстрировал свои трезвые
предпочтения в энергополитике. «Турецкий поток» для Eni — перспективная
стройка. Постепенно к такому выводу придет и Еврокомиссия ―—
политические доводы в поддержку транзитной системы Украины в конечном
счете уступят коммерческим соображениям и здравому смыслу. Тем более что
теперь, с приходом Дональда Трампа в Овальный кабинет, Вашингтон скорее
всего снизит генерацию методик для Брюсселя, цель которых —―торможение и
развал российских энерготранспортных проектов в Старом Свете.
В
целом визирование Анкарой разрешительной документация по «Турецкому
потоку» логично связать как с растущим там спросом на газ, так и с
успехами «Газпрома» на севере —― по «Северному потоку-2»: официально
российский концерн не меняет планов запуска проекта и ведет по нему
динамичную работу. Дальнейшие же проволочки с утверждением российской
стройки грозили Анкаре как минимум новым усечением параметров
Трансчерноморской магистрали ―— к примеру, транзитная ветка «Турецкого
потока» вполне могла «переехать» на Балтику, как это уже произошло с
двумя линиями. Как известно, «Турецкий поток» — преемник «Южного
потока», закрытого из-за итоговой контрпозиции Болгарии по отношению к
«Газпрому». Проект «Южный поток» предполагал реализацию сразу четырех
веток мощностью по 16,25 млрд кубометров в год каждая.
Новость о
принятом Анкарой законе по «Турецкому потоку» вызвала бурную реакцию на
Украине: теперь «Нафтогаз» заявил, что не видит смысла модернизировать
свою газотранспортную систему (ГТСУ). Пока это касается компрессорных
систем для прокачки газа в Турцию. Однако в Брюсселе это заявление
расценили как сигнал к тому, что Киев уже не стремится поддерживать ГТСУ
в целом. Выходит, что Украина понимает: при планируемом запуске в 2019
году российских обходов ―— «Северного потока-2» и «Турецкого потока» —
стратегические инвестиции в ее газотранспортную инфраструктуру не имеют
смысла. Релиз «Нафтогаза» может убедить Брюссель в том, что дни
транзитного статуса Украины сочтены и что российские магистральные
обходы Незалежной по доставке газа в ЕС — неизбежный сценарий.
Еврокомиссии
уже тревожно: газовые переговоры в формате РФ — Украина — ЕС,
состоявшиеся 9 декабря в Брюсселе, не принесли должного результата.
Глава «Нафтогаза» Андрей Коболев уведомил по итогам встречи, что
главного достичь не удалось —― дополнительное соглашение к контракту
между «Нафтогазом Украины» и «Газпромом» на трехсторонних переговорах с
участием Еврокомиссии так и не было подписано.
Тем не менее свою
посредническую миссию ЕК может считать выполненной. Теперь уже нет нужды
снова собирать «треугольник» — в принципе поле для возобновления прямых
контактов «Газпрома» с «Нафтогазом» подготовлено. Все упирается в
предоплатный транш Киева, который до сих пор не предъявил четких
финансовых гарантий от ЕС.
Более того, украинская сторона, похоже,
выбирает сценарий саботажа — с усилением морозов от «Нафтогаза» слышны
только заявления о якобы заинтересованности Москвы в газовом кризисе. А
это не что иное, как подготовка Киевом почвы для воровства транзитного
топлива.
Успокаивает одно, что через пару сезонов подобные
переговорные раунды будут уже не нужны — до конца 2019 года «Газпром»
намерен организовать поставки в Европу углеводородного сырья
исключительно по маршрутам в обход Украины.
Источник
Рейтинг публикации:
|