На Урале неиспользуемые промышленные
пространства осваиваются медленно и без фантазии. Оживить процесс может
только настоящее государственно-частное партнерство
1 января в силу вступят изменения в Градкодекс, которые позволят
инвесторам и региональным властям принудительно выкупать участки у
собственников заброшенных или используемых не по назначению
производственных территорий. Аргументация в пользу принятия поправок —
нередки случаи, когда крупные застройщики вместе с властями бегают за
держателями небольших участков или объектов в промзоне и уговаривают их
подумать о ее развитии. С одной стороны, депутаты правы: взаимоотношения
с собственниками действительно являются одним из существенных барьеров
на пути редевелопмента (подробнее см. «Закон доброй воли»). С другой —
уверенности в том, что закон оживит освоение индустриальных площадок,
нет. Во-первых, непонятны механизмы его реализации, а во-вторых, он не
закрывает ряд фундаментальных проблем.
На ощупь
Промзоны — один из основных резервов развития крупных городов. Их
реконструкция — тема для Урала, исторически ориентированного на тяжпром,
отнюдь не новая. Индустриальные площадки осваиваются в Перми
(территории Пермской научной приборостроительной компании и фабрики
«Астра»), Уфе (УЗЭМИК и «Конди»), Тюмени. Но наиболее активно — в
Екатеринбурге. В этом нет ничего неожиданного, уверен директор по
продажам и маркетингу компании «Первостроитель» Александр Скорин:
— Екатеринбург всего за 25 лет превратился из города индустриального в
город, ориентированный на развитие торговли, логистики и финансового
сектора. Здесь формируется сервисная экономика, следствием чего является
изменение структуры мест приложения труда и высвобождение
индустриальных пространств. Я не думаю, что доля промышленности в
экономике Екатеринбурга когда-то снизится до нуля. Производства городу
нужны, но повторения 80-х ждать точно не стоит.
В данный момент в Екатеринбурге реализуются как минимум шесть
проектов. Первый — Макаровский квартал, предполагающий застройку жильем
бизнес- и элитного класса площадки мукомольного завода (инициатор —
УГМК). Он рассчитан на семь лет, общая площадь — 150 тыс. кв. метров.
Второй — освоение бывшей площадки Уралтрансмаша (инициатор — РМК). Здесь
возведут около 300 тыс. кв. метров жилья, появятся школы и детские
сады, гостиницы и апартаменты. Главная фишка — высвобождение из труб
реки Мельковки. Третий — реконструкция здания бывшего
приборостроительного завода на набережной городского пруда (застройщик —
компания Prinzip). Комплекс будет состоять из двух корпусов (132
квартиры), которые объединит крытая галерея с бассейном. Та же компания
возводит пять многоэтажек ЖК «Малевич» на территории бывшей автобазы.
Еще два проекта — почти законченное освоение площадки завода «Уралобувь»
(застройщик — «Первостроитель») и ЖК «Рассветный», который
«ЛСР.Недвижимость-Урал» возводит на месте цеха, принадлежащего компании
завода ЖБИ.
Несмотря на активное, казалось бы, освоение индустриальных площадок,
Екатеринбург (а прочие города — тем более) находится только на начальном
этапе выработки системного подхода к переустройству промзон.
— На повестке дня стоит вопрос о подробном исследовании
производственных пространств, — подтверждает заведующий сектором
планировки и застройки Мастерской генплана Екатеринбурга Евгений
Падерин. — У нас на руках нет четких данных о том, какое предприятие
сколько территории занимает; где произошли технологические изменения,
приведшие к высвобождению площадей; кто сократил, а кто, наоборот,
нарастил выпуск продукции; какое число занятых привязано к той или иной
площадке. Исходя из этих данных, мы уже будем принимать решения, какие
земли в какую категорию переводить, какие производства имеет смысл
сохранять и т.д. Сейчас я лишь могу заметить, что позиция Екатеринбурга
заключается не в разрушении сложившейся структуры рабочих мест, а в
эффективном и рациональном использовании городской территории.
Бес плана
Собственно отсутствие данных, а равно — внятной концепции
редевелопмента является, на наш взгляд, главным барьером освоения
неэффективно используемых промзон. Генеральные планы городов
ограничиваются перечислением перспективных для освоения участков
(максимум — списком переносимых заводов с указанием примерных сроков).
Механизмов переезда, работы с санитарными зонами, участия в
реконструкции государства, включения в проекты собственников земель,
налогового стимулирования и дестимулирования владельцев участков — всего
этого нет.
Понятно, что в таких условиях собственники предприятий сдвигаться с
насиженного места не особо торопятся. И закон о принудительном выкупе
вряд ли что-то изменит существенно.
— Закон проблему с собственниками не решит, — уверен исполнительный
директор компании Prinzip Александр Морозов. — Во-первых, он
предполагает государственно-частное партнерство (ГЧП), но я в стройке
еще ни разу не видел реально действующего полноценного механизма ГЧП.
Во-вторых, налицо идеологическое противоречие между гражданским и
публичным законодательством. Одно постулирует неприкосновенность
собственности, второе — защиту госинтересов. Какова будет судебная
практика — пока никто предсказать не может. Но ясно одно: на то, чтобы
доказать неправоту собственника у властей будет уходить очень много
времени. На данный момент реализуемыми мне представляются проекты, в
которых партнерами являются девелопер и один или несколько владельцев
промтерритории, которые могут договориться между собой. Я далек от
мысли, что государство в ближайшие пять лет каким-то образом будет
вкладываться в это направление (для того же принудительного выкупа
участков у города попросту нет денег). Ключевым игроком здесь останется
частный капитал, который принимает решения максимально просто: стоит
земля не больше 15% всех затрат — проекту быть.
Реально работающий механизм ГЧП по новому закону застройщики, к
слову, нарисовали. Представим ситуацию: девелопер приходит к
собственникам и предлагает продать участки. Они говорят: съедем за 100
рублей. Но экономика проекта при такой цене не бьется. Девелопер идет в
муниципалитет и говорит: у вас есть право выкупить у них по кадастру за
50 рублей. Власти соглашаются, берут у застройщика
10 рублей аванса и обязательство после окончания процедуры за те же 50 рублей землю ему продать.
Монофункция
Еще одна беда российского и уральского редевелопмента — отсутствие
разнообразия. Большинство проектов подчинено одной-единственной функции —
жилой. Механизм освоения, используемый ныне, максимально прост — снести
по максимуму, что не охраняется государством, и возвести на этом месте
квартиры. Застройщиков понять можно: жилье — понятный продукт с
просчитываемым сроком экспозиции и окупаемости.
Сохранение существующих построек в промзонах и насыщение их
досуговыми, образовательными, офисными, да и теми же промышленными
функциями — широко применяемая в мире практика, но у нас она пока не
прижилась. Хотя частично все же реализуется.
— Спрос рождает предложение, если потребитель готов поглощать скучные
функции, то застройщики их и будут реализовывать, — замечет Александр
Скорин. — Но на самом деле в ЖК «Университетский», который мы построили
на месте фабрики «Уралобувь», как раз реализовано множество
дополнительных функций. Внутри квартала мы проложили пешеходный бульвар,
2 га отвели под рекреационную зону. Кроме того, мы оставили несколько
артефактов — старую брусчатку, монумент работникам Уралобуви, ушедшим
на войну.
Девелоперы отмечают: они бы рады насытить новые кварталы и районы
любыми функциями, рады оставить старые индустриальные здания под лофты,
музеи или концертные залы, но при условии сотрудничества с государством.
Условно: власти отдают участок бесплатно, возможно, прикладывают усилия
к его очистке. Тогда — пожалуйста: хоть мини-завод, хоть театр, хоть
творческую мастерскую или ИТ-инкубатор с хипстерами и смузи.
Закон доброй воли
Ключевая проблема редевелопмента промзон — невозможность реально
повлиять на их собственников, считает коммерческий директор
«ЛСР.Недвижимость-Урал»
Руслан Музафаров
— Руслан, как у «Группы ЛСР» возникла идея реализации проекта жилого комплекса «Рассветный»?
— Раньше на территории в 9 га, где возводится жилой комплекс, стоял
цех № 6 завода ЖБИ им. Ленинского комсомола. Площадка уже не
эксплуатировалась, и модернизация предприятия позволила нам при
сохранении объема выпуска продукции кратно сократить производственные
площади. В итоге цех оказался оторванным от ядра завода, со всех сторон
его окружали селитебные зоны. Потому строительство жилья на этом месте
было шагом логичным. Мы провели исследования, консультации с городом,
разработали проект планировки, вынесли его на общественные слушания и
успешно защитили свою точку зрения.
Проект первой очереди «Рассветного» предусматривает возведение пяти
многосекционных 25 — 26-этажных домов общей площадью 180 тыс. кв.
метров. На площадку мы вышли три года назад и уже сдали больше 60 тыс.
кв. метров. Во дворе жилого комплекса нами заложена аллея с 40 яблонями и
грушами. Также там удачно расположился детский сад на 350 мест,
который мы построили за счет бюджетного финансирования. Сейчас активно
разрабатываем проект семиэтажного паркинга.
— Какие проблемы освоения этой площадки вы бы назвали ключевыми?
— Сегодня одна из ключевых проблем развития площадки — достижение
соглашений с собственниками мелких участков, непосредственно примыкающих
к нашему. Вид разрешенного использования этих земель был изменен, но
промышленные предприятия с них так и не исчезли. С одной стороны, я
понимаю владельцев бизнеса: воля города и жителей, возможно,
противоречит их интересам. Но с другой стороны — существование на этом
месте промышленных площадок совершенно не оправдано.
— Ни вы, ни город не могут повлиять на владельцев участков?
— Мы совместно с администрацией Екатеринбурга ведем активные
переговоры с предпринимателями, рассматриваем различные варианты
переноса их производств и освоения принадлежащих им территорий. Надо
понимать, что насильно перенести предприятия с принадлежащей им земли
сегодня никто не имеет права. В Екатеринбурге сегодня есть ряд
промышленных территорий, которые используются крайне неэффективно.
Однако город с этим ничего поделать не может. Его участь — рекомендации.
А дальше — только добрая воля собственника, понимание им экономических
или политических выгод. Вероятно, ситуация изменится с принятием
закона о редевелопменте промышленных зон.
Подготовил Сергей Ермак