Минэкономразвития разработало проект плана по повышению темпов роста
экономики и внесло его в правительство, однако, отмечают «Ведомости» со
ссылкой на текст документа, собственно мер по ускорению роста в нем
нет, и часть средств на поддержку промышленности еще только требуется
найти Минфину и Минпромторгу. Тем не менее, план уже представлен
правительству.
План рассчитан на сумму порядка 488 млрд руб., большая часть денег
предусмотрена на приоритетные проекты правительства и бюджетные кредиты
регионам, причем эти средства уже учтены в проекте бюджета на 2017–2019
гг. Еще 109 млрд руб. на поддержку отраслей предполагается найти по
итогам работы в первом квартале 2017 г., говорится в документе. В плане
продлеваются действовавшие в 2016 г. меры поддержки отраслей, также в
течение года планируется постепенно отойти от практики принятия разовых
решений и выработать долгосрочные стратегии развития отраслей.
В плане четыре раздела: приоритетные проекты правительства,
стабильность на рынке труда, поддержка отраслей экономики и
сбалансированное региональное развитие. В нем в основном учтены
отраслевые предложения Минпромторга: субсидии предприятиям транспортного
и сельскохозяйственного машиностроения на компенсацию части затрат,
докапитализация фонда промышленности, легкой промышленности и др. По
сути, это тактический план мероприятий по повышению темпов роста
экономики в 2017 г., говорит федеральный чиновник, но это лишь один из
инструментов оздоровления экономики.
Новый план Минэкономразвития является, условно говоря,
перестраховочным, считает вице-президент "Деловой России" Татьяна
Минеева. Видна и осторожность в прогнозах, и отсутствие рискованных
предложений по поддержанию экономики - только надёжные меры, которые ни
раз показали свою эффективность. Минэкономразвития скромно оценивает
возможности роста ВВП России в 2017 году. По мнению эксперта,
приведённые цифры являются итогом наихудшего прогнозируемого сценария,
который может быть реализован по мнению министерства.
Очевиден посыл этого плана, говорит Минеева: необходимо, с одной
стороны, сместить кризисное финансирование экономики с федерального
уровня на региональный, с другой - решить текущую проблему значительных
долговых обязательств регионов. «Мера, следует признать, оправданная.
Предоставление денежных средств регионам для финансирования экономики
будет, безусловно, положительным явлением. Это позволит повысить
эффективность расходования денежных средств: финансировать из центра
всегда сложнее, чем распределять денежные средства регионам
самостоятельно. В каждом регионе своя специфика: если Краснодарскому
краю необходимы дотации на поддержание сельского хозяйства, то,
например, Кемеровской области необходимо оказывать поддержку в
угледобывающей отрасли», – рассказывает вице-президент "Деловой
России".
В документах МЭР сделал упор на развитие отраслей, чтобы дать новый
импульс стратегии по импортозамещению, отмечает управляющий директор БКС
Ультима Виталий Багаманов. Сейчас она работает лишь частично, и во
многих сферах промышленности присутствие российских производителей
товаров и услуг могло быть более значительным. Министерство делает
ставку не на прямую поддержку отраслей а на проведение реформ по снятию
административных барьеров и улучшению условий ведения бизнеса, в
частности, упрощению доступа компаний малого и среднего бизнеса к
кредитам.
Сейчас, полагает аналитик, важно сделать так, чтобы компаниям было
выгодно инвестировать средства в свое развитие, проводить экспансию, а
не держать их на банковских счетах и ждать улучшения инвестиционного
климата. До сих пор прямая поддержка мало что давала, и Россия так и не
вышла за пределы сырьевой экономики, в новом плане главное - это именно
создание условий для поощрения частной инициативы. В условиях исчерпания
Резервного фонда ничего другого и не остается.