Теплоэнергетика России продолжает переживать
трудные времена. Отрасли не хватает финансов, новых сетей, оборудования и
в итоге — надежности. Для инвесторов тепловая генерация пока мало
привлекательна. Для бизнеса поддержка этой отрасли остается неким
форматом социального шантажа со стороны властей
Необходимость переменах в теплоэнергетике назрела давно.
За последние двадцать лет централизованное теплоснабжение пришло
в технологический и экономический упадок. Чрезвычайные ситуации в этой
сфере регистрируются все чаще. Самой опасной проблемой оказывается
неготовность систем энергоснабжения к похолоданиям. Положение могли
бы исправить инвесторы. Эксперты отмечают, что возможность найти
средства есть, но, увы, отсутствуют механизмы привлечения и возврата
инвестиций в теплоснабжении.
«Тарифы в отрасли жестко регулируются и сдерживаются на уровне ниже
обоснованных, возможности для включения в тариф инвестиционных программ
энергокомпаний очень ограничены, — поясняет директор
по тарифообразованию ООО «Сибирская генерирующая компания» Екатерина
Косогова. — В том случае, если компания решает вкладывать собственные
средства в реализацию проектов для повышения эффективности, полученная
в результате экономия через несколько лет вырезается из тарифа, тем
самым лишая организацию возможности окупить свои затраты. Следовательно,
и нет смысла тратить. Инвестиционные решения в любой отрасли
принимаются на основе финансово-экономических факторов, а текущая
система регулирования тарифов в теплоснабжении в основном социально
и политически ориентированная, она не работает по экономическим законам.
И пока это противоречие не разрешится, инвестиции в отрасль не пойдут,
она будет продолжать оставаться недофинансированной».
Инвесторы не хотят вкладывать средства в отрасль, так как нет
гарантий возврата вложенных средств, отсутствует долгосрочное
прогнозирование развития. А ведь теплоснабжение — это отрасль
с долгосрочными инвестициями, отмечает заместитель генерального
директора, вице-президент по тепловому бизнесу ОАО «Фортум» Парвиз
Абдушукуров. Суммарный эффект от реализации модернизационных проектов
для повышения надежности и качества теплоснабжения проявляется не ранее,
чем через пять лет. За более короткий срок потребитель не увидит
желаемого результата.
Ремонтировать или инвестировать…
Помочь сдвинуть ситуацию с мертвой точки могут долгосрочные принципы
в программах развития в теплоэнергетике и одинаковые правила игры.
А пока мы не пришли к этому, быть может, есть смысл заняться снижением
уровня потерь в тепловых сетях. Ведь, согласно официальным данным,
он достигает 20–30%. Логично предположить, что если ликвидировать эту
гигантскую «утечку», то существенно снизятся и финансовые затраты.
«Для снижения потерь необходима надлежащая подготовка зданий и жилых
домов к отопительному сезону. Но кардинального снижения потерь можно
достигнуть только проведя реконструкцию всей системы теплоснабжения
с переводом на ИТП и качественным улучшением температурного графика
теплоснабжения (увеличение перепада температур). Однако на это требуются
колоссальные инвестиции по всей системе теплоснабжения», — поясняет
Максим Матвеев, заместитель генерального директора по продаже
энергоресурсов ПАО Иркутскэнерго.
При этом, несмотря на ценовой всплеск, предприятию удалось
перевыполнить планы по модернизации, развитию тепловой сети. Впрочем,
реализация некоторых задач была перенесена на более поздний срок.
Директор по тарифообразованию ООО «Сибирская генерирующая компания»
Екатерина Косогова отмечает, что многие сети имеют высокую степень
износа, соответственно, необходима их перекладка и масштабные ремонты.
Средства, заложенные на эти цели в текущих тарифах, не покрывают все
потребности по реконструкции сетей. Соответственно, сократить потери
могло бы увеличение вложений в их ремонт и модернизацию.
«Второй фактор — экономический, — добавляет Екатерина. — Во-первых,
во многих домах отсутствуют приборы учета, потребители рассчитываются
по низким нормативам, и это не стимулирует ни к экономии, ни к вложениям
во внутридомовые сети, так как это просто невыгодно. При текущем низком
уровне тарифов снижение потерь не будет настолько ощутимо в финансовом
плане. Соответственно, проблему решить могла бы повсеместная установка
приборов учета и доведение уровня тарифов до экономически
обоснованного».
Директор департамента содействия инвестициям и инновациям ТПП
РФ Алексей Вялкин считает, что речь должна идти не только о домовых
приборах учета, но и об индивидуальных. Он напоминает, что в европейских
странах еще в семидесятых годах XX века были реализованы программы
государственной поддержки домовладельцев и управляющих компаний, которые
проводят модернизацию, устанавливая приборы учета. При этом
предусматривалось возмещение части необходимых средств из целевых
государственных фондов, погашение процентов по кредитам.
«Комплексная модернизация проводилась поэтапно, при этом меры
поддержки, принятые на государственном уровне, делали ее доступной для
всех жителей, — отмечает Алексей Григорьевич. — У нас сегодня подобных
программ нет, а отсутствие схем доступного целевого кредитования
на энергосберегающие мероприятия не позволяет ни жителям, ни компаниям
изыскать средства на необходимое оборудование и монтажные работы».
Перекрестное субсидирование: убрать нельзя оставить
Многие эксперты уверены, что пора избавляться от пережитка прошлого —
перекрестного субсидирования в энергетике. Тем более, что оно ложится
на бизнес довольно тяжелым грузом. Об этом говорят руководители Союза
промышленников и предпринимателей Бурятии и Алтая. Добавляя, впрочем,
что вопрос не из самых острых. Зимой важнее проблема недогрева.
Член губернаторского Совета по вопросам деятельности субъектов
естественных монополий, председатель комиссии по регулированию в сфере
транспортно-тепловой энергии Красноярского края Роман Казаков поясняет,
что перекрестное субсидирование закладывается в себестоимость продукции.
Генерации при этом получаются несколько миллиардов в год сверх плана.
И эти средства направляются не на модернизацию, а собственнику
на дивиденды.
«Конечно, собственники должны получать дивиденды, но получаемые
средства в первую очередь должны направляться на развитие
энергетического комплекса, — говорит он. — Можно снизить объемы
перекрестного субсидирования, отказаться от него, чтобы каждый платил
за свое, но в первую очередь генерирующие предприятия должны более
понятным образом расходовать получаемые деньги, принимая участие
в инвестиционной политике. Надо доказать инвестиционную полезность
предприятий. И обосновать стоимость ресурса, которая, на мой взгляд,
завышена».
«Если речь идет о перекрестном субсидировании тарифов на тепло между
населением и предприятиями, сейчас этот объем не очень большой, так как
не так много предприятий используют тепловую энергию в своем
производстве, — рассказывает директор по тарифообразованию ООО
«Сибирская генерирующая компания» Екатерина Косогова. — Но ранее такая
перекрестка привела к тому, что предприятиям было невыгодно оставаться
в системе централизованного теплоснабжения, и они построили собственные
котельные для экономии ресурсов. Как результат — снижение нагрузки ТЭЦ
и уменьшение их эффективности. Выгоды от этого процесса по сути
не получил никто. Поэтому сейчас одна из важнейших задач отрасли, в том
числе прописанных в новом законопроекте, это увеличение доли когенерации
и замещение неэффективных источников».
Екатерина Косогова считает, что процесс реформирования рынка тепловой
энергии слишком затянулся. Да, собственно, как таковой реформы и нет.
Продолжается ее обсуждение.
«Сейчас законопроект находится в Государственной Думе и, возможно,
будет принят до конца года, — говорит она. — Но даже в этом случае
реализация реформы пойдет очень медленными темпами и может продлиться
бесконечно, так как в текущей версии законопроекта предусмотрено
обязательное согласование перехода на новую модель рынка региональными
и муниципальными органами власти, многие из которых не заинтересованы
в изменении системы тарифного регулирования до тех пор, пока это
не окажется единственным способом спасения ситуации».
Платить по счетам
Не удается в разговорах с экспертами обойти и вопрос платежной
дисциплины. Все зависит от платежеспособности населения, от его желания
платить и от рычагов воздействия на должников, говорят представители
отрасли. В перечень мер, предлагаемых для улучшения ситуации, попали
расчеты посредством единых касс или напрямую с ресурсоснабжающими
организациями. Предполагается, что это поможет увеличить сборы.
Впрочем, мнения по этому вопросу оказались разными. Кто-то
не подвергает сомнению полезность и эффективность такого перехода.
А некоторые руководители опасаются новых сложностей и затрат
с формированием базы данных, расширением штата. Единые кассовые центры
зачастую оказываются темной лошадкой, которую хорошо бы сделать более
прозрачной, а платежи — целевыми.
Общей проблемой является политика сдерживания роста коммунального
платежа для населения без гарантирования компенсации выпадающих доходов
от тарифов, которые утверждаются на уровне ниже экономически
обоснованных, — считает Максим Матвеев. — Вследствие этой политики
инвесторы не готовы рисковать собственными средствами и не идут
на долгосрочную аренду или концессию, поэтому на конкурсах часто
побеждают совершенно безответственные компании, пытающиеся заработать
не совсем законным путем и приводящие в еще больший упадок системы
теплоснабжения.
В целом же участники рынка настаивают на том, что нужно продолжать
укреплять платежную дисциплину — и населения, и так называемых
неотключаемых потребителей.
Общемировая практика такова: если кого-то нельзя отключать, значит,
тот, кто принял это решение, должен компенсировать потери от неплатежей,
которые этот потребитель наносит. Отсутствие оплаты сдерживают
ремонтные, модернизационные мероприятия. Когда устанавливается тариф,
то предполагается, что деньги будут собраны, а когда этого
не происходит, они становятся выпадающими доходами и при очередном
периоде регулирования подлежат включению в тариф. Получается, что
добросовестные потребители должны платить еще и за безответственных.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 1001
Рейтинг поста:
--------------------
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 1440
Рейтинг поста:
В целом видно, что деньги у них водятся и в инфраструктуру они вкладываются. Деревянные столбы с голым алюминием на керамических изоляторах - у нас в области уже можно сказать что редкость. Новые подстанции, ЛЭП на проводах СИП уже почти повсеместно.
НО организационная структура у энергетиков - это какой-то мрак. Целая куча юрлиц (ИнтерРао, МРСК, Энегросбыт, Облэнерго и т.д.). Каждая с раздутым штатом сотрудников и управленцев. Доходит до идиотизма, когда подстанция стоит на балансе одной конторы, столбы у другой, провода у третьей, платежи принимает четвертая, а согласует их работу их всех пятая.
У этих организаций в добавок еще есть целая куча субподрядчиков. Между ними - одуренная бюрократия и бумажная волокита. Разумеется прокорм всего этого балагана заложен в тариф.
Чтобы подключить дом к сети - нужно выбрать, либо ты бегаешь по всем этим конторам пол года, либо делаешь проще - за 10 тыс. заключаешь договор "под ключ" и вся твоя работа сводится к написанию заявления в начале и открытие счета в конце. Разумеется все выбирают второе, т.к. первый для простого смертного нереален и не факт что дешевле выйдет.
И такая же ситуация практически во всем ЖКХ, где-то больше, где-то меньше.
Кара-мурза КОНЕЧНО ВЕЛИКИЙ ЭКСПЕРТ В ЖКХ. Только вот у нас тепловики летом почему-то постоянно что-то роют. Наверное золото партии ищут!
А по поводу "плановости" - в Советское время на моей улице меняли трубы чуть ли не каждый год. Сейчас - ну может роют там раз в 10 лет, а дома теплее, чем раньше. Аварий тоже не помню. Может просто трубы нормальные класть начали???
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 1001
Рейтинг поста:
--------------------