Воздушные перевозчики из Поднебесной, ранее известные только узкому
кругу специалистов, в последнее время очень громко заявили о себе всему
миру. Авиакомпании из Поднебесной превратились в очень серьезных
конкурентов таких больших западных и восточных авиалиний, как, скажем,
Delta Air Lines Inc., American Airlines Group Inc., Cathay Pacific
Airways Ltd., Korean Air. Главное оружие китайских авиаперевозчиков -
демпинг. Они не только предлагают огромные скидки на билеты на
длительные перелеты, которые, к примеру, обслуживаются Korean Air. Кроме
этого, авиакомпании Поднебесной также «выбросили» на рынок десятки и
сотни очень дешевых авиарейсов из малоизвестных иностранцам китайских
городов во все концы света.
«Китайские авиалинии еще почти не затронули свой потенциал не только в
Китае, но и в масштабах всего света»,- считает аналитик гонконгского
авиационного центра CAPA Centre Вилл Хортон.- Если какая-то авиакомпания
сегодня не может конкурировать или развиваться рядом с китайской, то ее
будущее будет мрачным и неопределенным».
По данным CAPA, китайские авиалинии во главе Air China Ltd. и Hainan
Airlines Co открыли за последние десять лет 75 воздушных маршрутов на
дальние расстояния. Причем, более двух третей были открыты в последние
два года. Три крупнейших китайских авиаперевозчика - Air China, China
Eastern Airlines Corp. и China Southern контролируются государством и
зарегистрированы в Гонконге и Шанхае.
Перелет в оба конца между Нью-Йорком и Бангкоком через Шанхай на
самолетах China Eastern стоят, по данным Webjet.com. 570 долларов. Такое
же путешествие на авиалайнерах компании United Airlines через Гонконг
обходится в 715 долларов. Перелеты из Лос-Анджелеса в Гонконг на
самолетах China Airlines стоят на треть дешевле, чем у American
Airlines.
«В прошлом на китайско-американских маршрутах доминировали
американские авиалинии,- говорит Чен Сумин, аналитик Shanghai Chongyang
Investment Management Co.- Сейчас их сменили китайские».
Китайская авиакомпания China Southern продает билеты на маршрут
Сидней - Сеул через Гуанчжоу. Это более чем на треть дешевле прямого
перелета на самолетах Qantas Airways Ltd. Добраться по воздуху из
Лондона в Ханой тоже через Гуанчжоу при помощи авиалинии China Southern
стоит 830 долларов. British Airways Plc берет со своих пассажиров почти в
полтора раза больше - 1216 долларов.
Пассажиры зачастую отдают предпочтение китайским авиакомпаниям
несмотря на отстающий от западных компаний комфорт и качество
обслуживания. Cathay и Singapore Airlines Ltd. – пятизвездочные
авиалинии по рейтингу Skytrax. В десятку мировых авиакомпаний входит
единственный китайский авиаперевозчик - Hainan Airlines Co. Национальный
авиаперевозчик - Air China имеет лишь три звезды.
В ближайшие годы доходы китайских авиакомпаний наверняка будут расти.
К примеру, количество международных рейсов из китайских аэропортов в
прошлом году, по данным Управления гражданской авиации КНР, выросло на
35% до 660,. По прогнозам аналитиков правительства США, к 2021 г.
китайцы выйдут на первое место среди путешественников, прилетающих в
Америку.
Много лет было легче всего попасть в китайские города второго и
третьего десятка (по численности населения и значимости) через главные
пересадочные центры типа Шанхая, Гонконга и Пекина, где следовало
пересаживаться на рейсы местных авиаперевозчиков. Сейчас многое
изменилось. Китайские авиалинии обходят общеизвестные воздушные хабы,
такие, к примеру, как Сингапур или Гонконг, и доставляют своих
пассажиров прямо в зарубежные города. Новый «мировой порядок» в
международных авиаперевозках больше всего угрожает таким известным
авиакомпаниям, как Cathay и Singapore Air.
В декабре Hainan начал доставлять беспосадочными перелетами
пассажиров в Лас-Вегас из Пекина. Это 10-й североамериканский маршрут
крупнейшей в Поднебесной авиалинии, принадлежащей миллиардеру Чэн Фэн,
владельцу крупного конгломерата HNA Group. Эта компания также совершает
как минимум 8 рейсов в европейские города. British Airways, с другой
стороны, закрыла в январе этого года маршрут Лондон – Чэнду на
юго-западе КНР как убыточный и «нежизнеспособный».
Число китайцев, путешествующих по воздуху, постоянно растет. В
следующие два десятилетия для их обслуживания китайским авиаперевозчикам
понадобится, по данным Boeing Co., 6810 новых авиалайнеров, оцениваемых
в 1 трлн долларов.