Как подсчитали в Российской академии народного хозяйства и
государственной службы (РАНХиГС) при президенте РФ, только в 2016 году
российская экономика недополучила свыше 4 трлн рублей в ВВП из-за того,
что значительная часть граждан предпочитает работать в теневом секторе,
не выплачивая налоги.
Так, более половины жителей России из-за того, что их реальные
заработные платы снизились, были вынуждены искать альтернативные
источники пишут «Известия» со ссылкой на текст исследования РАНХиГС. В
результате доля трудоспособного населения, которая была устроена на
дополнительном месте работы и получала вознаграждение в конвертах,
превысила 45%. Сюда, к примеру, относятся такие нарушения, как основная
работа, не полностью оформленная работодателем, дополнительная
неофициальная подработка.
Впрочем, эксперты уверены, что всё больше россиян будут предпочитать
официальное трудоустройство по мере стабилизации экономики и развития
налоговых льгот. Этот вариант развития событий тем более реален, что
власти предпринимают усилия по выведению россиян из тени. В частности,
«планируется расширение перечня видов деятельности, предусматривающих
возможность применения патентной системы налогообложения», - уточнили в
Минэкономразвития.
По мнению руководителя правового департамента HEADS Consulting Дианы
Маклозян, развитие законодательной базы в сторону ужесточения контроля
над доходами граждан и ответственности за уклонение от уплаты налогов не
является действенной мерой, способной хоть как-то улучшить ситуацию с
теневой занятостью. С учетом того, что в последнее время появляется все
больше идей относительно того, как заставить самозанятых граждан и
предпринимателей, действующих без образования юридического лица, платить
налоги, а также законодательных инициатив наподобие введения
обязательного сбора в пользу социальных фондов для неработающих граждан
или распространение патентной системы на новые сферы экономики и виды
предпринимательской деятельности, скорее всего, уже в этом году мы все
же увидим результаты в том числе в виде новых поправок в Налоговый
кодекс.
Однако, полагает юрист, говорить о том, что эти поправки будут
позитивно встречены населением не приходится. И если так называемый
«налог на тунеядство», получивший самые негативные отклики в обществе,
выглядит крайне сырой и противоречивой мерой, действующей по принципу «с
паршивой овцы хоть шерсти клок», то введение прогрессивной шкалы
налогообложения и перераспределение налоговой нагрузки в пользу
косвенных налогов (акцизов) и налога на потребление может действительно
сработать, но только в случае, если процесс внедрения хотя и не новой,
но порядком подзабытой в России системы, будет сопровождаться снижением
налогов для самозанятых, ИП и предпринимателей, работающих без
образования юрлица.
Это, уверена Диана Маклозян, действительно может сработать и привести
к выходу экономически-активного населения из тени. Но пока это лишь
один из вариантов, говорит она. Хотелось бы отметить, что возросший
интерес государства к перечисленным группам населения не способствует их
выходу из тени. Если не считать «закона о нянях», в основном
законодательные инициативы направлены на то, чтобы усложнить, а не
облегчить им жизнь, что приводит не к выходу из тени, а к совершенно
обратному эффекту.
Законодательные инициативы властей, связанные с выводом граждан из
теневого сегмента экономики, на данный момент весьма плохо проработаны,
соглашается адвокат Виктор Наумов. Показателен факт того, отмечает
юрист, что представители государства приступили к разработке
законопроектов, регулирующих деятельность самозанятых, не уточнив
предварительно содержание данного понятия. Таким образом, в их
распоряжении есть законопроект о самозанятых, но нет понимания того, кто
и на основании каких критериев относится к данной категории.
Так называемый «налог на тунеядцев» противоречит ст. 37 Конституции, и
устранить этот конфликт можно лишь путем созыва Конституционного
собрания и принятия нового основного закона (в соответствии со ст. 135,
содержание II главы Конституции не может быть изменено решением
Федерального собрания). Предложение о регистрации самозанятых как ИП,
работающих по упрощенной системе налогообложения, или же посредством
приобретения патентов, также вызывает много вопросов. По истечению
3-летнего периода освобождения от налогов существует возможность того,
что самозанятым придется нести ощутимое фискальное бремя, которое со
временем будет лишь увеличиваться.
В то же время у государства нет действенных репрессивных
инструментов, чтобы вынудить самозанятых легализоваться под страхом
санкций, уверен Наумов. К примеру, у ФНС и иных профильных органов
просто нет необходимого объема ресурсов, чтобы эффективно воздействовать
на эту категорию граждан, насчитывающую, по разным оценкам, от 15 до 38
млн. человек. В то же время власти не могут предложить самозанятым
каких-либо ощутимых льгот и преференций. Таким образом, у работающих «в
тени» фрилансеров и микропредпринимателей нет ни позитивного, ни
негативного стимулов к легализации.
Необходимо учитывать также психологический фактор, считает эксперт.
Реальные доходы населения падают уже 24 месяца, и большинство граждан
рассматривает в качестве основной причины этого неэффективную
экономическую политику властей. Дополнительный нелегальный заработок для
большинства россиян является не источником получения свердоходов, а
средством, позволяющим хотя бы отчасти компенсировать падение уровня
жизни. Ситуацию усугубляет отказ государства от полноценной второй
индексации пенсий в 2016 г. и озвученные членами правительства планы
относительно пенсионной реформы.
В этой ситуации большая часть граждан априори демотивирована платить
налоги. Наконец, нужно помнить о том, что многие виды работ, выполняемых
самозанятыми, либо не вполне легальны (например, написание на заказ
научных работ или решение учебных заданий), либо требуют в законной
форме соблюдения огромного количества бюрократических формальностей. Не
следует думать, что данная проблема порождена текущим кризисом:
знаменитая фраза вице-премьера Ольги Голодец о том, что власти не знают,
чем занимаются 38 млн. россиян, прозвучала еще в 2013 г. Начавшаяся в
2014 г. рецессия экономики лишь закрепила сформировавшуюся раньше
тенденцию.
Чтобы вывести граждан из «теневой зоны» экономики, уверен Виктор
Наумов, государству нужно предложить им долгосрочные и взаимовыгодные
«правила игры», отказавшись от использования механического увеличения
налогов и сборов как основного инструмента пополнения казны. Также
необходимы структурные реформы экономики и сокращение регулятивного
бремени. Без соблюдения этих условий любые законодательные инициативы в
рассматриваемом вопросе заранее обречены на провал.