Вопрос торговли: как вступление Белоруссии в ВТО скажется на партнёрстве с Россией и ЕАЭС
В декабре и январе Белоруссия проведёт специальные переговоры с
Евросоюзом по поводу членства во Всемирной торговой организации (ВТО).
Вопрос о присоединении страны к международному «клубу» был впервые
поднят больше 20 лет назад, однако до недавнего времени Александр
Лукашенко не раз высказывался на этот счёт скептически. Чем объясняется
резкое ускорение белорусскими властями процедуры вступления в ВТО,
готова ли к этому экономика республики и как возможные перемены
отразятся на партнёрстве с Россией и ЕАЭС — выяснил RT.
Белорусская поспешность
Члены Всемирной торговой организации — это в том числе и Кыргызстан,
Армения, Казахстан и Россия, то есть все страны Евразийского
экономического союза (ЕАЭС), кроме Белоруссии. Официальный Минск, с
1996-го и до конца 2015 года находившийся под западными санкциями, и не
предпринимал значительных шагов к вступлению в ВТО, хотя всегда
обозначал членство в «торговом клубе» как некую далёкую цель.
Формально Белоруссия ведёт переговоры о вступлении в ВТО с 1993 года.
Но нынешней осенью отношение властей страны к этому вопросу резко
переменилось. Посол Белоруссии в Бельгии и Люксембурге, постоянный
представитель при ЕС и НАТО Александр Михневич заявил журналистам, что в
декабре и январе государство проведёт специальные переговоры с ЕС по
поводу членства в ВТО.
Дипломат отметил, что ранее по вопросу вступления в организацию
состоялись встречи в Женеве. «Нам указали на конкретные технические
недостатки, которые надо исправить. Тут нет никакой политики», —
цитирует Михневича информагентство БелТА. По его словам, сейчас
переговорный процесс входит в стадию предметной дискуссии: «То есть
европейцы готовы в декабре-январе сесть с нами за стол переговоров и
конкретно нам сказать: это нас не устраивает, вот тут, пожалуйста,
подвиньтесь или давайте разменяем что-то на что-то. Это очень позитивные
сигналы».
- © globallookpress.com / Антон Белицкий
В конце осени руководство Белоруссии вело себя крайне активно. 21
ноября Александр Лукашенко говорил о помощи Евросоюза при вступлении в
ВТО на встрече с делегацией комитета по политике и безопасности Совета
ЕС, посетившей Минск. 11 ноября Лукашенко заручился в этом деле
поддержкой Турции на личной встрече с Реджепом Тайипом Эрдоганом. 4
ноября вступление Белоруссии в ВТО обсуждали министр экономики Владимир
Зиновский и поверенный в делах США Роберт Райли (американского посла в
Минске нет). А чуть раньше премьер-министр Белоруссии Андрей Кобяков
попросил Польшу содействовать в продвижении переговоров по присоединению
Белоруссии к торговой организации.
«Мы видим, что основные проблемы в переговорах по вступлению в ВТО у
Беларуси не с Россией и не со странами ЕАЭС, а с Европейским союзом, —
сказал RT белорусский экономист, руководитель «Центра Мизеса» Ярослав
Романчук. — Россия, будучи членом ВТО, просто подпишет с Беларусью
двусторонние соглашения по согласованию, и там будут прописаны те вещи,
которые уже так или иначе прописаны в договорах о Евразийском
экономическом союзе и о Союзном государстве Беларуси и России. Поэтому
особых проблем быть не должно. Но у России появится ещё один аргумент в
пользу того, что нужно всё-таки проводить в Беларуси экономические
реформы, чтобы «играть по общим правилам».
Что касается белорусско-европейских вопросов, то, по словам
Романчука, «проблемы с Европой, которые сейчас пытается решить
белорусское руководство, — это проблема субсидирования белорусского
сельского хозяйства, проблема наличия нетарифных барьеров на пути
товаров из стран ЕС. Беларусь — одна из самых протекционистских стран, и
ей придётся очень сильно попотеть, чтобы выторговать выгодные для себя
позиции при вступлении в ВТО».
- © globallookpress.com / Caro / Bastian
За и против
Сегодня в белорусском руководстве есть как противники, так и
сторонники вступления страны в ВТО. Споры между ними традиционно не
выносятся на широкую публику, но неизбежно всплывают на форумах и
круглых столах.
Приверженцы присоединения к ВТО утверждают, что развить свою
экономику и промышленность можно, только открыв себя мировому рынку. И
это действительно актуально для Белоруссии, вся экономика которой
ориентирована на экспорт. По мнению сторонников вступления в «торговый
клуб», все успешные страны основывали свою стратегию роста на
традиционном рецепте: либерализации торговли и использовании рыночных
механизмов. Соответственно, быстрый и стабильный результат показывали
страны, которые снизили степень своей защиты от импорта: Польша, Чехия,
Чили, Сингапур, Гонконг и Тайвань.
- Белорусский металлургический завод
- © БелТА
Противники присоединения к ВТО в ответ просят уточнить, каким
отраслям белорусской промышленности это будет выгодно, а какие,
наоборот, потеряют свои позиции на мировых рынках.
Действительно, присоединившиеся к организации государства должны
соблюдать определённые правила и нормы в ведении торговли. Так, члены
ВТО обязаны либерализировать и дерегулировать (то есть снять прямые и
косвенные торговые барьеры и ограничения, предоставить другим странам
режим наибольшего благоприятствования и т.д.) сферы своего внутреннего
рынка — одну за другой. Иными словами, речь идёт об устранении любых
препятствий перед иностранными товарами и услугами для их относительно
свободного доступа на национальный рынок. И совсем не факт, что
застрявшая в социализме белорусская экономика потянет конкуренцию на
мировом уровне без каких-либо барьеров.
К тому же, по мнению противников ВТО, успехи индустриализации в
азиатских странах — следствие не свободного рынка, а сильного
государства. Использованная ими модель предполагала строгое
регулирование торговли, работу государственных предприятий,
финансируемую государством инфраструктуру, высокие таможенные барьеры
для защиты промышленности этих стран от конкуренции, строгий контроль за
денежной политикой и движением капитала, а также субсидии и управляемые
государством инвестиции в определённые секторы экономики. Однако всё
перечисленное есть и в сегодняшней Белоруссии — а вот экономического
роста нет.
Партнёрство с Россией
«В практической плоскости вступление Беларуси в ВТО никак не может
повлиять на экономические отношения с Россией, учитывая, что Россия (как
и Казахстан) — уже участник организации. Чисто теоретически регулярно
возникающие торговые споры смогут выноситься на рассмотрение ВТО, но
пока существуют такие организации, как Союзное государство и ЕАЭС, на
практике до этого не дойдёт», — так прокомментировал ситуацию для RT
старший аналитик компании «Альпари» Вадим Иосуб.
В самом деле, белорусские министерства иностранных дел и экономики
отмечают, что де-факто государство уже несколько лет живёт в условиях,
максимально близких к ВТО, — с того времени, как к организации в 2012
году присоединилась Россия, крупнейший торговый партнёр страны.
С другой стороны, Александр Лукашенко весной этого года на
правительственном совещании рассказал, что ещё до вступления России в
ВТО все три государства — Россия, Белоруссия и Казахстан — вели
переговоры о синхронизации условий. При этом, по его словам, между
Москвой и Минском существовали договорённости о том, что вступать в ВТО
РФ и Белоруссия будут на единых жёстких позициях. Однако, напомнил
Лукашенко, в итоге Россия стала членом организации и предложила своим
партнёрам на принципах ВТО создавать Таможенный союз, а затем и ЕАЭС.
Наконец, в марте нынешнего года посол РФ в Минске Александр Суриков
на пресс-конференции сказал, что Белоруссии надо вступать в ВТО, но
думать о том, как поддержать при этом свою экономику. Посол признался
что, по его мнению, «не всё там бесспорно, кое-что и опасно».
Свободные экономические зоны
Правительство Белоруссии не только ведёт активные переговоры по
вступлению в ВТО, но и занялось реформами — хотя на публику Александр
Лукашенко обычно заявляет обратное: «Реформы нам не нужны, нам надо
совершенствовать то, что есть». Тем не менее только за январь — сентябрь
2016 года объём господдержки белорусской экономики снизился более чем в
3,5 раза, свидетельствуют данные Министерства финансов. Если в январе
— сентябре 2015 года объём господдержки, оказанной юридическим лицам и
индивидуальным предпринимателям, составлял 1,07 млрд «новых» белорусских
рублей, то в 2016-м — только 295,7 млн.
Причём наибольшая сумма господдержки (243,9 млн рублей) была
предоставлена предприятиям в качестве ссуд и займов, а не в виде
безвозмездных субсидий и возмещения процентов по кредитам, как это было
прежде.
Снижение этого показателя — требование не только ВТО. По мнению
Евразийского банка развития, объёмы директивного кредитования в
Белоруссии чрезмерны и направляются на финансирование низкорентабельных
проектов, поэтому такая господдержка должна сокращаться.
А 2 декабря было принято решение, что произведённая в свободных
экономических зонах (СЭЗ) продукция при её перемещении с территории
экономической зоны на таможенную территорию Евразийского экономического
союза рассматривается как ввозимая из третьих стран. Формально это
решение Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), но в реальности оно не
было бы принято без одобрения Белоруссии, в экономике которой СЭЗ
играют очень большую роль.
Всего на белорусской территории работают шесть СЭЗ, созданных с 1996
по 2002 год; их резиденты — 419 предприятий, на которых заняты свыше 124
тыс. человек. Согласно распоряжениям президента, все эти компании
получили огромные налоговые льготы и преференции. По сути, большинство
конкурентоспособных на мировом рынке белорусских предприятий — это как
раз резиденты свободных экономических зон.
Однако упразднение льгот для СЭЗ — одно из основных требований для
вступления в ВТО. И белорусские власти не побоялись пойти на это, хотя
руководители ряда предприятий, работающих в СЭЗ, уже неофициально
заявили, что теперь их производства станут нерентабельными.
Источник Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|