В ноябре в Таджикистане активизировалось обсуждение темы авиации
Таджикистан
восстанавливает авиасообщение с Узбекистаном и ожидает поставок боевых
самолетов из России, договорился с Чехией об открытии прямых рейсов и
согласился на полеты в новый подмосковный аэропорт Жуковский.
Маршруту «Душанбе-Ташкент» — быть?
Делегации
транспортных ведомств Таджикистана и Узбекистана встретились 30 ноября в
Душанбе и обсудили возможность восстановления рейсов. Узбекские
транспортники осмотрели также и возможности аэропорта Душанбе, насколько
он готов к приему различных воздушных судов.
Впервые
за 25 лет удалось достичь договоренности — авиационным властям двух
стран получено разработать межправительственное соглашение, позволяющее
возобновить прямое гражданское авиасообщение.
По
данным министерства транспорта Таджикистана, первые полеты могут быть
совершены уже в январе 2017 года. Рейсы будут осуществляться таджикской
авиакомпанией «Сомон Эйр» и узбекской «Узбекистон Хаво Йуллари»
(«Узбекские авиалинии») дважды в неделю.
Ранее
генеральный директор «Узбекских авиалиний» Валерий Тян говорил о том,
что рейсы Ташкент-Душанбе планируется включить в летнее расписание,
которое действует с марта по октябрь. Однако он не исключил, что
возобновление полетов может произойти и раньше.
Министр
транспорта Таджикистана Шерали Ганджалзода уточнил, что все необходимые
подготовительные работы должны быть завершены к январю следующего года.
Прямое
воздушное сообщение между двумя странами было прервано в 1992 году с
началом гражданской войны в Таджикистане, однако ни по ее завершении, ни
позже, оно восстановлено не было. Более того, за этот период
Узбекистан, ссылаясь на требования безопасности, заминировал границу с
Таджикистаном и ввел визовый режим для его граждан.
«Для
наших стран возобновление полётов — очень важный шаг. У многих людей
живут родственники по обе стороны границы, и открытие прямого воздушного
сообщения будет хорошим знаком для свободного перемещения наших
граждан. Кроме того, это придаст новый импульс нашим экономическим
двусторонним отношениям», — говорит советник посольства Таджикистана в
России Сарвар Бахти, слова которого цитирует Sputnik.
По
данным источников радио Озоди, подготовка к открытию прямых рейсов
велась еще с 2015 года, когда «Узбекские авиалинии» направляли запрос в
аэропорт Душанбе о степени его готовности принимать узбекские
пассажирские самолеты, а также просили прислать прейскурант на его
услуги. В Душанбе подтвердили, что вся необходимая информация узбекской
стороне была передана. Однако, по словам другого источника издания,
подготовка приостановилась, предположительно, из-за вопроса
рентабельности таких полетов, учитывая действующий визовый режим.
К
слову, о скором возможном смягчении визового режима 25 октября заявлял
посол Узбекистана в Душанбе Шокасым Шоисламов, который говорил, что
экспертные группы двух стран обсудят этот вопрос в середине ноября.
Однако к началу декабря ни о каких послаблениях так и не слышно.
«Возможно,
окончательное решение по данному вопросу будет приниматься после того,
как появится уверенность в исчезновении угрозы проникновения радикальных
групп из Афганистана», — сообщил тогда дипломат.
Об исчезновении же угрозы с афганского направления сегодня говорить более чем преждевременно.
Военная авиация
«Это
будет большое количество авиационной техники, в том числе боевые
самолеты, бронетехника, вооружение, средства связи», — 30 ноября,
состоялись переговоры глав военных ведомств Таджикистана и России.
По
итогам встречи была подписана программа сотрудничества двух ведомств на
2017 год. Сергей Шойгу отметил, что в следующем году наступает ключевая
фаза по военно-техническому сотрудничеству, поставкам вооружения и
военной техники.
По
информации агентства «Азия-Плюс», «вся поставляемая техника новая, она
ранее не использовалась российскими военными. Это будет большое
количество авиационной техники, в том числе боевые самолеты,
бронетехника, вооружение, средства связи. Но количество и виды техники
засекречены».
Что же до
собственной военной авиации, то по данным составителей глобального
рейтинга военной мощи (Global Firepower), в составе армии Таджикистана
насчитывается 25 военных самолетов, 4 учебных самолета, 6 ударных
вертолетов и 20 вертолетов общего назначения. К слову, данные рейтинга
весьма неточны — реальная численность действующих таджикских ВВС ниже.
Российский интерес
Президент
Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов
полагает, что нельзя эти поставки военной техники Душанбе считать
абсолютно безвозмездными, пишет РБК. По его мнению, Россия покроет часть
своих расходов за счет скидок на содержание в стране своих военных
объектов — 201-й РВБ и высокогорного оптико-электронного комплекса
контроля космического пространства «Окно».
Военный
эксперт журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков обращает внимание
на то, что на сегодня главной опасностью для Средней Азии остается
«расползание терроризма с территории Афганистана». Учитывая возможности и
состояние вооруженных сил Таджикистана, в случае непосредственного
столкновения с боевиками, они могут и не выстоять. Россия помогает
местной армии именно для недопущения такого исхода.
«Это
делается в обмен на определенные политические шаги со стороны
Таджикистана — речь идет о создании на его территории, в рамках
организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), дальнего рубежа
обороны России в среднеазиатском регионе», — пишет издание.
Подготовка к приему
Тем
временем в Таджикистане, судя по всему, спешно готовятся к приему новой
военной авиатехники — на военном аэродроме «Айни», что в окрестностях
Душанбе, полным ходом идет возведение ограждения. По его периметру
сносятся дома, что, несмотря на обещанную властями денежную компенсацию,
возмущает местных жителей.
Расширение
объекта, доставшегося Таджикистану в «наследство» от советской эпохи, и
его реконструкция проведены в 2007 году. В Минобороны Таджикистана
утверждают, что аэродром никому в аренду не передан, однако там
размещены вертолеты Ми-24П военно-транспортные машины Ми-8МТВ, которыми в
октябре 2015 года была усилена 201-я российская военная база, на
основании двустороннего соглашения между Москвой и Душанбе объектом
пользуются российские летчики. Кроме того, аэродром, который по
утверждению властей, способен принимать все типы военных воздушных
судов, может использоваться государствами — членами ШОС и ОДКБ.
Маргарита Князева
Источник: regnum.ru
Источник: geo-politica.info.
Рейтинг публикации:
|