Лоббисты ВПК в Лондоне требуют вернуть Royal Navy «имперский масштаб»

Находящаяся в процессе «брексита» (выхода из Евросоюза) Великобритания и её экономика переживают непростые времена. Недавно британский минфин пересмотрел в сторону понижения свой прогноз роста ВВП страны на 2017 и 2018 гг., снизив его соответственно с 2,2 до 1,4% и с 2,1 до 1,7%. Кроме того, стало известно, что Лондон намерены покинуть штаб-квартиры ряда крупнейших международных банков и корпораций, а страну, возможно, ждет всплеск инфляции и безработицы.

На этом фоне британское руководство пытается делать хорошую мину при плохой игре. Так, премьер-министр Тереза Мэй произнесла вдохновляющую речь на конференции Конфедерации британской промышленности (CBI), где пообещала приложить все усилия для того, чтобы Британия после «брексита» стала «сильнее и богаче», и пообещала к 2020 году увеличить финансирование британской науки на 2 млрд фунтов (2,5 млрд долларов). Деньги будут направлены на развитие новых исследований в области робототехники, искусственного интеллекта и биотехнологий.

Лоббисты же британского ВПК для преодоления негативных последствий «брексита» предлагают «пришпорить» британскую экономику за счет её милитаризации, используя для этого пресловутый жупел «российской военной угрозы». Совсем не случайно проход осенью сего года мимо Британских островов через пролив Ла-Манш следовавшей в Средиземное море оперативной группы кораблей российского ВМФ во главе с тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов» вызвал настоящую истерику в британских СМИ, усмотревших в этом некий «сигнал», «вызов» и даже «угрозу» со стороны России.

Недавно группа британских парламентариев обнародовал свой доклад, в котором его авторы выступили с громким предупреждением о «резком снижении» обороноспособности страны из-за «удручающе низкого» количества боевых кораблей Королевского военно-морского флота (Royal Navy). По мнению парламентариев из специального комитета по обороне при британском парламенте, Британия больше «не правит морями», ибо Королевский ВМФ имеет в своем боевом составе «всего» 6 современных эсминцев и 13 фрегатов, причем без «четкого плана по обновлению» боевого состава флота их количество может снизиться в любой момент. Авторы парламентского отчета также считают, что в случае потенциальной угрозы безопасности Великобритании может «не хватить военно-морских сил».

Британское министерство обороны, в свою очередь, заявляет, что в Королевский ВМФ уже вкладываются миллиарды фунтов. В частности, планами минобороны предусмотрена модернизация корабельного состава, включая принятие на вооружение двух авианосцев, новых фрегатов и подводных лодок, а также модернизацию и ремонт двигательных установок на уже находящихся в строю эсминцах. «Эта серьезная программа инвестиций направлена на то, чтобы Великобритания продолжала обладать одной из самых современных и мощных военно-морских флотилий в мире», — говорится в заявлении министерства Великобритании.

Тем не менее лоббисты ВПК «всерьез обеспокоены» сроками и объемами финансирования этой программы, а также способностью страны противостоять «внешним угрозам», прежде всего со стороны России. Парламентарии подвергли руководство военного ведомства резкой критике за «вопиющие ошибки», допущенные в конструкции новейших эсминцев УРО типа 45, чьи двигатели оказались не приспособлены к длительной работе в южных морях, в частности в Персидском заливе. Авторы доклада уверены, что это «непростительная ошибка», которая может подвергнуть личный состав и корабли Королевского ВМФ «опасности, с потенциально серьезными последствиями».

Председатель специального комитета по обороне парламента Великобритании Джулиан Льюис сообщил СМИ, что авторы отчета «вынесли предупреждение министерству обороны» о необходимости своевременного проведения модернизации боевого состава флота. По словам Льюиса, 13 кораблей королевского ВМФ будут списаны с военной службы в период с 2023 по 2035 год. При этом существует «неясность» относительно планов замены устаревающих кораблей к 2035 году.

«На протяжении десятилетий мы наблюдали сокращение численности военных кораблей Королевского флота. Сегодня флот не обладает необходимым минимумом для того, чтобы справиться со своими потенциальными задачами, особенно в том случае, если международная обстановка продолжит накаляться», — считает британский парламентарий. Уменьшение этого числа хотя бы на одну единицу даже на небольшой период будет «абсолютно неприемлемым» и сделает Великобританию уязвимой к внешним угрозам», — подчеркнул Льюис.

При этом в Лондоне даже не скрывают, откуда именно исходит «главная угроза». Так, командующий подводными силами Королевского ВМФ контр-адмирал Джон Уил заявил газете Daily Telegraph, что Россия якобы ускоренными темпами строит новые подводные лодки, а это должно вызвать беспокойство в Великобритании и побудить её усилить защиту национальных «средств ядерного сдерживания» — 4 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами на борту (ПЛАРБ). Госминистр по делам вооруженных сил Великобритании Майк Пеннинг в свою очередь заявил, что Москва могла якобы специально направить корабельную группу во главе с авианосцем «Адмирал Кузнецов» через Ла-Манш, чтобы дать «сигнал» Великобритании.

Независимые наблюдатели отмечают, что намечающийся в экономике Великобритании сдвиг в сторону её милитаризации, вне зависимости от «брексита», является проявлением заданного США общего тренда в странах НАТО — наращивать военные расходы для «противодействия российской угрозе», даже если лишних денег на это фактически нет.

Учитывая нынешнее «состояние умов» у западной, в том числе британской, элиты, военное лобби, кричащее о «слабости флота» и «российской угрозе», скорее всего, добьется своей цели и на «нужды национальной обороны» будут выделены дополнительные средства за счет урезания гражданских статей бюджета. Тем более что нынешний британский кабинет Терезы Мэй, которой, видимо, не дают спать лавры её предшественницы на посту премьера в  80-е годы прошлого века Маргарет Тэтчер, ставит перед Королевским ВМФ весьма амбициозные задачи, включая регулярное военно-морское присутствие не только в Атлантике, но и в Тихом и Индийском океанах, где проходят стратегические торговые морские пути. А для этого боевой состав ВМФ придется существенно увеличивать.

Хотя и в нынешнем виде британская кораблестроительная программа для военного флота выглядит весьма недешевой. Чего стоит одно строительство двух авианосцев. Кроме того, на верфях строятся три новые атомные многоцелевые подводные лодки, которые пополнят 7 ПЛА уже стоящих в боевом составе Royal Navy. При этом, по данным независимых СМИ, денег на амбициозные программы перевооружения и даже на поддержку в боеспособном состоянии уже имеющихся кораблей у Великобритании не хватает.

Например, Королевскому флоту до 2020 года сейчас нечем заменить списанные устаревшие противокорабельные ракеты американского производства «Гарпун». Кроме того, военному флоту не хватает квалифицированных кадров для ремонта и послепоходового обслуживания кораблей, что вынуждает даже нанимать иностранных специалистов.

Между тем независимые эксперты считают, что если бы Великобритания умерила свои глобальные «имперские» амбиции, то нынешних 35 боевых кораблей и 20 патрульных катеров и вспомогательных судов было бы более чем достаточно для защиты морских коммуникаций в Северной Атлантике, охраны тервод и экономической зоны Британских островов, а также борьбы с терроризмом и нелегальной миграцией.

Однако военно-морские амбиции выходящей из Евросоюза Великобритании сейчас, похоже, настолько велики, что в Лондоне готовы ради их реализации не учитывать ни нынешние достаточно ограниченные возможности бюджета страны, ни ожидаемые негативные последствия «брексита» для британской экономики.

Кстати, похожая ситуация уже была в Великобритании в  80-х годах прошлого века, когда апеллируя к «слабости» Королевского ВМФ, якобы подтолкнувшей Аргентину к попытке вернуть себе Фолклендские острова, правительство Маргарет Тэтчер резко увеличило военные расходы и приняло амбициозную программу перевооружения флота. В итоге многие гражданские сектора экономики серьезно пострадали, а уровень жизни простых англичан ощутимо упал, что в конечном счете и привело к вынужденной отставке «железной леди» с поста премьер-министра.

Михаил Большаков,
ТПП-Информ