Госдума одобрила внесение поправок в Налоговый кодекс, согласно
которым пользователи Единого портала госуслуг смогут оплачивать
федеральные услуги в электронном виде с дисконтом уже с начала 2017
года. Право снижать размер таких платежей на 30% получат треть органов
исполнительной власти, пишет «Российская газета».
Сейчас на Едином портале госуслуг зарегистрировано более 35 млн
россиян, причем прирост пользователей в октябре 2016 года составил 1,7
млн человек. В. Изменения коснутся таких видов госуслуг, как оформление
загранпаспорта или постановка автомобиля на учет. Это прямое следствие
распоряжения правительства, которое включила в перечень документации,
которую чиновники не имеют права требовать от граждан, 85 наименований
документов и сведений, которые предоставляются 25 федеральными органами
исполнительной власти. В их числе сведения о лишении права управления
транспортными средствами и административных правонарушениях в области
дорожного движения, сведения об отсутствии судимости, о действительности
паспорта.
Тем временем, глава равительства Дмитрий Медведев подписал
постановление о совершенствовании системы оценки гражданами качества
предоставления госуслуг. В частности, гражданам предоставлена
возможность оперативного (ежедневного) мониторинга уровня
удовлетворённости качеством. В сообщении правительства подчеркивается,
что такой мониторинг позволит принимать меры по повышению качества
предоставления государственных услуг исходя из анализа мнений граждан о
качестве их предоставления и с учётом критериев оценки эффективности
деятельности руководителей соответствующих органов.
Развитие сферы электронных госуслуг в России сложно оценить
однозначно, указывает Управляющий партнер компании Kirikov Group Даниил
Кириков. С одной стороны, за последние годы были достигнуты значительные
успехи, позволившие РФ заметно улучшить свое положение в составляемом
ООН рейтинге «электронных правительств». Если в 2008 г. Россия занимала
60-е место в мировом рейтинге, то в 2014 г. она находилась уже на 27-й
позиции.
В то же время, продолжает эксперт, внедрение системы электронных
госуслуг протекает с ощутимыми затруднениями. С одной стороны,
наблюдается сопротивление этому процессу со стороны самих работников
властных структур (в Уральском федеральном округе в 2010 г. почти 50 %
служащих государственных и муниципальных учреждений высказались резко
против внедрения соответствующих инструментов). С другой стороны, объем
средств, выделяемых на развитие сферы электронных госуслуг, остается
очевидно недостаточным. В рамках государственной программы
«Информационное общество (2011-2020 годы)» на реализацию соответствующей
подпрограмм под названием «Информационное государство» выделено всего
203 млн рублей (или 17 % финансовых ресурсов программы).
Более озитивно оценивает развитие сектора, первый вице-президент
Опоры России Павел Сигал. о его словам, развитие электронных сервисов
взаимодействия с государственными органами развивается в России
достаточно динамично, особенно, если говорить о городах-милионниках.
Главная проблема в данной сфере - это сильное отставание небольших
населенных пунктов и сельской местности - к сожалению, мы наблюдаем
очень сильную диспропорцию по данному направлению.
Предоставление скидки - это очень правильная во всех отношения
инициатива, которая даст очень сильный толчок развитию электронных
сервисов, и позволит существенно оптимизировать административные расходы
органов государственной власти и снизить уровень коррупции на самом
нижнем уровне, считает Павел Сигал. При этом важно, что стоимость за
оффлайн оформление остается прежней, а не увеличивается , как это часто
бывает в подобных вопросах. Для тех, кто не имеет доступа в Интернет,
появляется стимул заняться повышение своей грамотности, в том числе
старшему поколению, которое всегда может обратиться за помощью к своим
близким.
Есть, между тем, мнение, что при оплате госуслуг можно возникнуть
дискриминации отдельных категорий граждан. Одно дело, когда уменьшается
штраф ГИБДД за то, что человек быстро его оплатил и другое - за способ
оплаты, которым не все могут воспользоваться. Но о дискриминации в
данном случае речи не идет, возражает старший юрист Адвокатского бюро А2
Мария Понаморева, поскольку доступ к порталу госуслуг предоставляется
неограниченному кругу лиц, то есть законодательных барьеров,
ограничивающих права доступа к получению государственных услуг в
электронной форме, не существует, как раз наоборот, это право за каждым
гражданином закреплено.
Отсутствие же инфраструктуры, то есть технических средств, с помощью
которых гражданин может обратиться к порталу, хотя само себе и не
является дискриминацией, ведет к возникновению ситуации цифрового (или
информационного) неравенства. Государство уже достаточно давно с этой
проблемой борется, в том числе и на законодательном уровне. Так в 126-ФЗ
«О связи» были закреплены принципиально новые понятия - «универсальные
услуги связи» и «оператор универсального обслуживания». В обязанности
оператора (в 2014 году распоряжением правительства №437 оператором
универсального обслуживания назначен Ростелеком) входит предоставление
населению доступа к передаче и обмену данными с использованием сети
интернет.
В частности, напоминает Мария Пономарева, в обязанности оператора
входит обеспечение свободного, бесплатного доступа к почти 2 тысячам
порталов, включая государственные СМИ, сайты федеральных и региональных
органов власти, министерств, надзорных органов и, конечно, к порталу
госуслуг. На практике право граждан на доступ к государственным услугам в
цифровом формате реализуется в отдаленных регионах установкой так
называемых «инфоматов» от Ростелекома или компьютеров в общественных
местах и пунктах связи (например в почтовых отделениях). Действует эта
программа меньше 3 лет, а с учетом масштабов страны ликвидировать
неравенство граждан в доступе к госуслугам через единый портал в такие
сжатые сроки сложно, но тут важно отметить, что решением проблемы
занимаются.
В любом случае большая часть жителей крупных населенных пунктов имеет
доступ к интернету, следовательно, указывает юрист, имеет и возможность
обратиться к порталу. Совсем другой вопрос, считает Мария Понаморева, -
это то, что даже при наличии технической возможности обращения к
порталу, граждане этой возможностью пользуются реже, чем могли бы и чем
хотелось бы государству. Вот как раз с этой целью вносятся изменения в
законодательство, позволяющие повысить привлекательность дистанционного
получения государственных услуг. Интересно, что применение понижающего
коэффициента расчета госпошлины, позволяющего получать ту самую
30-процентную скидку при оказании государственных услуг с использованием
единого портала, было закреплено еще в 2014 году.
Но до недавнего времени этот механизм распространялся исключительно
на услуги результат оказания которых мог быть получен в электронном
виде. То есть получить справку или выписку со скидкой было можно, а вот
паспорт или регистрационный номер автомобиля уже нет. Сейчас эту
оговорку исключили, расширив таким образом перечень услуг со скидкой,
сделано это, опять же исключительно с целью повышения популярности
портала. Среди аналогичных мер можно, например, назвать внедрение
системы обмена информацией между банками, ФНС и ПФР с использованием
функционала портала при обращении за кредитом, что в теории должно
ускорять процесс рассмотрения заявки на заем.