Недавнее решение Еврокомиссии по выводу трансъевропейского газопровода OPAL из-под действия Третьего энергопакета ЕС вполне можно расценивать как
своего рода сигнал к началу диалога с РФ по вопросам стимулирования
российских газопоставок. Обусловлено это, прежде всего, тем, что спрос
на газ в Европе, в том числе на российский, по многим экспертным
прогнозам, едва ли сократится.
Более того, объемы поставок все время
растут. Согласно данным «Газпрома», в 2015 г. экспорт газа в дальнее
зарубежье по сравнению с предыдущим годом увеличился на 8%, а в
январе-октябре текущего года – еще на 10%. В абсолютных цифрах прирост
составил 13,05 млрд. куб. м, причем в большем, чем ранее, объемах
приняли газ Германия, Великобритания, Франция, Австрия, Греция, Польша.
11 ноября «Газпром» зафиксировал новый исторический суточный максимум
объема поставок газа в дальнее зарубежье – 597,9 млн куб. м. Всего же
экспорт холдинга в Европу по итогам 2016 г. может, по оценкам А. Миллера, превысить 170 млрд. кубометров.
Поэтому, естественно, просматривается
более прагматичный подход Брюсселя к выбору маршрутов поставок голубого
топлива из России. Выражается он формулой: не только, а может, и не
столько через Украину. Европейцы уже не раз убеждались, что сохранение
по политическим причинам зависимости энергетики и в целом экономики ЕС
от украинского газотранзита чревато хроническими эксцессами. И
упомянутое решение по системе OPAL – подтверждение незаинтересованности
ЕС в постоянной зависимости от капризов Киева. Напомним, что эта система
позволяет состыковать трансбалтийские трубопроводы «Северный
поток-1, 2» через Германию с газопоставляющей и газораспределительной
сетью региона ЕС.
В этой связи некоторые чешские и
венгерские СМИ недавно отмечали, что Евросоюз всё более озабочен в
контексте Украины не столько Крымом или Донбассом, сколько надежностью
собственного газоснабжения. А нынешняя доля российского топлива в
обеспечении стран ЕС немногим меньше 35%. В том числе в Восточной Европе
этот показатель в настоящее время – около 80%. Очевидно, что найти
замену российскому газу более чем непросто. Поэтому в ЕС хотят, пусть не
одномоментно, но постепенно, сохраняя политическое лицо, сократить долю
Украины в перекачке газа из РФ.
К этому подталкивает сама жизнь.
Реализация поддерживаемых США и ЕС практически всех основных проектов
газопоставок из экс-СССР, минуя Россию, – «Южный газовый коридор» из
прикаспийских республик-соседей РФ; продление азербайджано-турецкого
газопровода на Балканы - постоянно переносится или осуществляется с
хроническим отставанием от графика. Вдобавок эти проекты, если они будут
полномасштабно реализованы, смогут, по оценкам Международного
энергетического агентства и «Бритиш петролеум» (2014-2015 гг.), заменить
объемы газа, ныне поступающего из РФ, не более чем на 12-13%. Вероятно,
поэтому западные компании не очень-то спешат вкладывать многие
миллиарды евро в создание энерго-артерий, которые навряд ли окажутся
конкурентоспособнее и прежних, и новых газоэкспортных маршрутов из
России.
В данном контексте напомним, что
упомянутая система OPAL в Восточной и Центральной Европе стыкуется также
с трубопроводами, проходящими через другие страны Западного региона
экс-СССР и тоже поставляющими российский газ. Потому не исключено, что
прямой доступ к газопроводам региона ЕС и к его газораспределительной
сети по мере роста спроса на газ могут получить и другие проекты РФ.
Нацеленные опять-таки на более высокую надежность поставок, в чем,
повторим, крайне заинтересованы в ЕС.
Карта экспортных газопроводов в Европу
Одновременно развивается и глобальный процесс. Обращает на себя внимание всё более активное политико-экономическое сближение Белоруссии с ЕС за последние годы. Как известно, с Минска сняты
Брюсселем практически все прежние санкции, в т.ч. ограничения на
инвестирование в белорусскую экономику. Что называется на встречных
курсах, белорусская сторона всё чаще выступает за расконсервацию
российского газоэкспортного проекта «Ямал–Белоруссия–Европа-2» (почти
параллельного «Ямал–Белоруссия–Европа», действующего с 1999 г.). Минск
апеллирует при этом к его сравнительно низкой инвестстоимости, и ещё к
тому, что именно через Белоруссию обеспечивается кратчайшее расстояние
перекачки газа из РФ (как и из Казахстана) в регион Евросоюза. Оно почти
вдвое меньше, чем через Украину, и примерно в полтора раза в сравнении с
«северными потоками». Не исключено, что сравнительно быстрая развязка
российско-белорусских споров по газопоставкам и транзиту газа связана с
планами Минска повысить свою роль в транзите газа в регион ЕС.
Еще в октябре 2014-го первый
вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко заявил, что поставки через эту
страну возможно нарастить на 8-9 млрд. куб. м в год и что это
привлекательно для российской стороны. С учетом реализации проекта
«Ямал–Белоруссия–Европа-2» эти поставки в целом составят минимум 60
млрд. кубометров за год, что фактически равнозначно запланированным
объемам по «Турецкому потоку» или «Северному потоку-2».
Директор East European Gas Analysis
Михаил Корчемкин отмечал в этой связи, что имеется возможность (и она
обсуждается) увеличить почти вдвое подачу газа в локальный трубопровод
Брест–Варшава (бывший спецгазопровод Варшавского Договора) – до 2,5-3
млрд. кубометров/год. Также обсуждаемый вариант – строительство
газопровода Кобрин – Велке Капушаны, т.е. «Ямал–Европа-2», из Белоруссии
в Польшу и далее в Словакию. И в перспективе – далее в Венгрию или
Чехию. Причем для заполнения этой трубы, по мнению эксперта, могут быть
использованы недозагруженные мощности одного из секторов артерии
Ямал–Белоруссия–Европа, т.е. участка Торжок (РФ)–Минск–Иванцевичи
(Белоруссия).
Схожее мнение у президента Института
энергетики и финансов Владимира Фейгина: «Белоруссия пытается оттянуть
на себя часть объемов выпадающего украинского транзита. Возможно,
подразумевается, прежде всего, возрождение проекта "Ямал–Европа-2"».
Отметим, что его инвестстоимость, по предварительным оценкам, составляет
около 6 млрд. долл. То есть она минимальна в сравнении с новыми –
трансчерноморскими или трансбалтийскими – газовыми маршрутами из РФ.
Словом, уместно предположить, что
вышеупомянутое решение Еврокомиссии по системе OPAL направлено не
столько на облегчение реализации, да и самой работы «северных потоков»,
сколько на уменьшение зависимости ЕС от газотранзита через Украину – всё
более проблемную политически и экономически. А такой подход, в свою
очередь, способен разморозить, а затем и ускорить реализацию едва ли не
всех проектов по поставкам российского газа в обход «незалежной».
Источник: ritmeurasia.org.
Рейтинг публикации:
|