Многие участки трассы М-4 «Дон» уже стали
платными, и в ближайшей перспективе их будет ещё больше. По мнению
председателя правления компании «Автодор» Сергея Кельбаха, проблему
разгрузки южной части дороги иначе не решить
В недалёком будущем почти вся трасса М-4 «Дон» будет соответствовать
первой технической категории: она станет четырёхполосной,
с разделёнными встречными потоками движения и разноуровневыми
развязками. Для этого госкомпания «Автодор» планирует реконструировать и
построить дополнительные участки общей протяжённостью 796,2 км, что
составит более половины трассы (длина всей М-4 — 1517 км).
— Каково сегодня состояние М-4, которую реконструируют уже не первый год?
— На сегодняшний день трасса М-4 «Дон» на территории Ростовской
области нуждается в серьёзном обновлении. К примеру, предстоит
реконструировать участок дороги с 933-го по 1024-й километр. Это будет
первый в России скоростной участок дороги, который полностью
спроектирован по нормам Евросоюза — плод совместной работы российских и
немецких проектировщиков. Там появится совсем другой «пирог» покрытия.
Меняться будет лишь верхний слой покрытия, а сама дорога останется на
долгие годы. Не будет «плыть».
— Что мешало начать строительство современных дорог раньше?
— Действующие нормы и СНИПы, ещё 50-х годов. Количество документов
измеряется сотнями. Процесс замены нормативного законодательства очень
сложен. Сейчас мы заняты разработкой и введением новых норм дорожного
строительства Таможенного союза, которые максимально приближены к нормам
Евросоюза. Хотя и там строят дороги в зависимости от климата и рельефа
местности. Дороги у нас надёжные и служат долго, гарантийный срок на
них — 25 лет, как в Европе. Но следует учесть, что там климат более
мягкий, более подходящий для строительства дорог, если можно так
сказать. У нас же природные условия более жёсткие, поэтому дорожники
вынуждены в асфальт добавлять специальный гудрон, который демпфирует
суточные и годовые температурные колебания, не позволяя дороге ломаться.
Да, дорожное полотно «ползёт», но держится там, где его положили,
достаточно прочно.
Строить дороги в Мурманске и в Краснодаре, строить в горах на Кавказе
и в болотах под Питером — как говорится, большая разница. Температуры,
переход через «ноль», влага, дожди, плавящийся асфальт и пр. Поэтому
необходимо не менять полотно, а переходить на новую систему
нормирования.
— Какие сложности были при проектировании нового участка?
— Мы почти три года не могли получить положительного заключения
Главгосэкспертизы: нас всё пытались загнать под российские нормы
дорожного строительства. Но перед нами стояла задача получить хотя бы
первый опыт современной дороги, который впоследствии можно было бы
распространить на другие проекты. В августе положительное заключение
было получено, так что можно начинать строить.
— Какие ещё участки М-4 предстоит построить и реконструировать в ближайшее время?
— У нас в планах крупное строительство — обход Аксая. Здесь М-4
проходит в зоне жилой застройки, город давно слился с мегаполисом, его
нужно разгружать. Проект этого участка уже готов, сейчас он находится в
Главгосэкспертизе. Ожидаем, что в середине осени будет получено
заключение, и мы начнём строительство и здесь. В этом случае трасса М-4
от МКАДа до 1346 километра будет четырёхполосной, категории 1 «А» на
всём протяжении. Настоящий автобан. Не будет проходить по населённым
пунктам. Разрешённая скорость на большинстве участков достигнет 130
километров в час.
Пилотный проект подобного строительства был реализован тоже в
Ростовской области — это обход посёлка Тарасовский, где постоянно
возникали пробки. Также объявлен конкурс на строительство спецучастка в
Воронежской области. Это основные проекты.
— Обход Аксая будет платным участком?
— Проект состоит из трёх частей. Реконструкция участка с 1024 по
1038-й километр, въезд со стороны нового ростовского аэропорта и
непосредственно обход Аксая. Участок с 1038 по 1072-й километр, где
планируется возведение ещё одного моста через Дон в зоне
Ростова-на-Дону, будет платным, ибо здесь мы начнём практиковать
использование новой технологии укладки пористого асфальтобетона.
Мостовой переход будет располагаться южнее Аксая. Долго выбирали место,
где его разместить. А с 1072 по 1091-й километр будет проходить
реконструкция уже бесплатного участка.
Строительство обхода Аксая начнётся не ранее 2019 года. Слишком
серьёзные ограничения бюджета были в 2015–16 годах, это вынудило
отодвинуть реализацию планов. К примеру, срочно нужно строить дороги к
чемпионату мира по футболу.
— Какова стоимость этого проекта?
— Общий объём средств, которые планируется вложить в участок с 1024
по 1091-й километр — 60 миллиардов рублей. Львиная доля стоимости —
затраты на сам обход, так как мост достаточно дорог. К тому же в
пойменной части придётся строить эстакаду, так как весенним половодьем
там часто заливает местность. Как раз в том районе, под станицей
Старочеркасской, будет создаваться и новая ростовская киностудия,
киношникам будет легко туда добираться.
— Сегодня много говорят о развитии транспортной системы
Таманского полуострова в связи со строительством моста через Керченский
пролив. Что планируется делать в этом регионе?
— Мы получили поручение правительства России разработать новую
транспортную схему Краснодарского транспортного узла — от Ростова до
черноморского побережья. Предложим варианты изменения дорожной сети,
позволяющие построить новую скоростную дорогу первой категории к М-4,
севернее Краснодара. Сегодня специалисты ведут расчёты и делают
предварительные наброски. Есть три маршрута, по которым движется
основной поток транспорта. Появится четвёртый, платный, который возьмёт
на себя основную нагрузку в этом регионе. Водителям тоже можно будет
выбирать свой маршрут.
Основная задача — развести два транспортных автомобильных потока с
трассы М-4, один из который идёт севернее Краснодара, на Крым, другой —
южнее, через Джубгу на Сочи. Необходимо их правильно смоделировать,
найти точки их разделения. Рассматривались различные варианты. В том
числе — возрождение забытого на сегодня Шаумяновского тоннеля (альтернативная дорога под Шаумяновским перевалом на участке Майкоп — Туапсе. — «Эксперт ЮГ»),
дорога через Майкоп, через Карачаево-Черкесию и др. К началу следующего
года мы уже будем иметь предварительные расчёты. Будет предложено
несколько вариантов, требующих различного финансирования и по-разному
решающих социальные потребности. После чего правительство сможет принять
решение, ориентируясь на нынешние реалии.
Транспортный поток в этом регионе очень увеличился, внутренний туризм
начал развиваться. Если раньше, по счётчикам замеров, в районе Горячего
Ключа ежедневно проходило около 40 тысяч автомобилей, то в этом году в
пиковые дни конца июля — начала августа — 69 тысяч. Дорога
захлёбывается, она не рассчитана на такие потоки. Тем более что старые
дороги идут через населённые пункты. От этого страдают и жители этих
мест, и автолюбители, у которых снижается скорость. Надо идти по
цивилизованному пути — выводить дороги за населённые пункты, что
позволит перераспределить транспортные потоки.
— Недавно стало известно о планах перевода участка «Дона»
в районе Краснодара на платную основу. Что это за проект? Как работают
платные участки на М4?
— Сама двухсоткилометровая дорога до Краснодара практически
реконструирована, за исключением участка М4 от 1091 до 1119 километра
(от Ростова до границы с Краснодарским краем). Сейчас налаживаются
автоматические системы управления движением. Второй этап реконструкции
предусматривает ввод системы электронных информационных знаков,
метеостанций, освещения всех крупных развязок и пунктов взимания платы.
Тогда весь этот участок протяжённостью 200 километров и начнёт
эксплуатироваться на платной основе.
Стоимость проезда будет варьироваться в зависимости от времени суток и
типа транспортного средства. Так, в дневное время суток проезд будет
стоить 150 рублей для легковых автомобилей и мотоциклов, в ночное
время — 100 рублей; водителям грузовых фургонов придётся отдать 220
рублей днём и 150 ночью, водителям автобусов — 300 и 200 рублей
соответственно, а водителям тяжёлых грузовиков — 450 и 300 рублей.
— Как платными участками будут пользоваться местные жители?
— Система взимания платы будет открытой. Местные жители будут ездить
бесплатно, платят только транзитные проезжающие. В мире сегодня
существует большое количество способов, регулирующих возможность проезда
местного и транзитного транспорта по платным участкам. Это могут быть
абонентские билеты типа бесконтактных карточек метро, транспондеры и пр.
Сейчас эти моменты ещё дорабатываются.
Если местный житель едет по трассе из одной станицы в другую, он
ничего не платит на этом участке. Но если он решит ехать в Краснодар, то
платить придётся, ибо в такой ситуации он уже сам становится транзитным
проезжающим.
— Будут ли существовать дороги, альтернативные платным участкам?
— Без этого по закону нельзя принимать решения по взиманию платы.
Местные дороги уже существуют, мы тщательно изучили и согласовали все
маршруты с руководителями муниципальных образований. Они будут включены в
системы спутниковой навигации, и пользователь сможет сам выбирать себе
маршрут с учётом платных и бесплатных дорог.