Правительство продолжит оказывать финансовую помощь отечественному автопрому. Акцент будет сделан на поддержке экспорта
В ходе рабочей поездки в Ярославль Владимир Путин посетил ПАО
«Автодизель» (Ярославский моторный завод, входящий в «Группу ГАЗ»), где
выпускается продукция под маркой «ЯМЗ». Глава государства ознакомился
с производством и встретился с рабочими предприятия, сообщается на сайте
Кремля. Глава государства отметил позитивные тенденции в развитии
предприятия и автопрома в целом, и сообщил, что власти намерены и в
будущем сохранить поддержку сектора.
По словам Владимира Путина, в текущем году общий объем поддержки
автопрома составил 65 млрд рублей. В число мер поддержки вошел широкий
спектр действия: от субсидирования приобретения машин до закупок и
обновления транспорта, в частности, школьных автобусов, спецтехники для
системы жилищно-коммунального хозяйства и так далее. И если бы этой
поддержки не было, то сокращение рынка могло бы составить 30-40%,
отметил президент.
"А так нам удалось не только сохранить сегмент в сфере производства
легковых автомобилей, но и даже чуть-чуть увеличились продажи грузовиков
и автобусов. Это вот такая наша общая победа, потому что это реально
требовало от нас усилий", - указал Владимир Путин. По его словам, пока
говорить об объеме поддержки сектора на следующий год рано, однако
вопрос этот обсуждается. "Я сейчас просто боюсь забегать вперед и боюсь
называть конкретные цифры или конкретные направления, способы этой
поддержки пока преждевременно, но она будет", - подчеркнул глава
государства.
Уже известно, что программа утилизации автопрома будет продолжена.
Как отметил Владимир Путин, программа по утилизации связана с экологией,
а это целая отрасль производства. Поддержка автопроизводителей, которые
производят новую технику, необходима, чтобы гарантировать наш рынок
от того, чтобы завозился всякий хлам по бросовым ценам. По словам
президента. важно, что утилизация распространяется, на всех
производителей: и на отечественных, и на иностранных. «Так что мы будем
работать, я не вижу оснований прекращать работу», – констатировал
российский президент.
Между тем, есть уже и предварительные цифры – какой объем помощи
будет предоставлен автопрому. В 2017-2019 гг. на господдержку экспорта
автопрома, авиапрома, сельскохозяйственного и железнодорожного
машиностроения потребуется порядка 80 млрд рублей. Об этом пишут
«Ведомости» со ссылкой на предварительный вариант проекта "Экспорт в
промышленности".
Предполагается, что больше всего пойдет на компенсацию транспортных
затрат при экспорте (33 млрд руб.) и на субсидирование ставки экспортных
кредитов (почти 24 млрд). Из отраслей больше всех субсидий получит
автопром, около 34 млрд без компенсации затрат на регистрацию
интеллектуальной собственности (2,1 млрд руб. без разбивки по отраслям).
На транспортные расходы автопром получит 17,7 млрд руб., на экспортное
кредитование - 10,6 млрд, на выставки и ярмарки - 4,8 млрд и 0,8 млрд -
на сертификацию.
Автопром стал отраслью, по которой кризис ударил наиболее сильно,
констатирует вице-президент Опоры России Павел Сигал. Рынок до сих пор
далек от докризисных показателей. Если бы не госпрограмма по
субсидированию ставок по кредитам, то рынок мог бы просесть на 40
процентов. Однако, с помощью правительственных субсидий, такого провала
удалось избежать. Сейчас спад находится в пределах 20% однако в будущем
году может наступить катализация продаж новых авто , однако без
поддержки от государства ждать придется еще полтора - два года. Дело в
том что автопром служит локомотивом для развития целого ряда смежных
отраслей, таких как металлургическая, нефтехимическая и другие. Субсидии
автопрому помогают восстановлению экономики в целом.
И все же действующие на данный момент программы стимулирования
внутреннего спроса являются не слишком эффективными, полагает партнер
практики «Промышленность» консалтинговой группы «НЭО Центр» Александр
Ракша. Во многом это связано с тем, что данные меры применяются не
впервые за последние несколько лет. Даже если сравнить их с аналогичными
мерами 2009-2010гг., то можно увидеть эффект убывающей полезности.
Самое слабое место программ стимулирования – ориентация на так
называемый отложенный спрос населения. В 2009-2010гг. этот спрос
действительно был существенным, а меры господдержки позволили его
раскрыть. В нынешней ситуации большая часть отложенного спроса была
реализована в конце 2014 года, когда произошел резкий скачок курсов
валют. Сейчас эти меры не позволяют внутреннему рынку расти, а лишь
стабилизируют его, не давая упасть ниже.
В этой ситуации абсолютно логичной видится переориентация либо на
другие меры, либо на другие рынки, говорит эксперт. Разработка более
действенных мер для внутреннего рынка – тема сложная, требующая
креатива, поскольку необходимо, чтобы новые меры были адекватны тому
уровню падения реальных доходов населения и потребительской активности,
который имеет место. Для этого необходимо либо внедрять принципиально
новые модели рынка (например, переходить от продажи автомобилей
населению к аренде или предоставлению «автомобиля как услуги» через
такси, каршеринг, карпуллинг), либо давать производителям еще больше
денег из бюджета, замещая недостающие средства у потребителей.
На этом фоне выделение денег на стимулирование экспорта, то есть
продажи автомобилей потребителям за пределами страны, выглядит
промежуточным решением: не надо ничего принципиально менять и можно не
наращивать существенно объем субсидий, уверен Александр Ракша. И если
раньше представить себе значительный рост экспорта было сложно, то
теперь на фоне девальвации рубля, масштабных субсидий и открытия новых
рынков (например, Ирана) перспектива есть. Однако остается вопрос
рентабельности таких поставок. Здесь необходимо смотреть на
себестоимость автомобиля с учетом всех расходов по его доставке
потребителю. И выделение большей части субсидий на сокращение
транспортных издержек возвращает нас к эффективности деятельности и
тарифообразования того РЖД и морских портов.