Сегодня в ЦМТ проходит Международный экспортный форум «Сделано в России», организатором которого выступает
АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ).
Ключевыми целями форума является обсуждение актуальных вопросов
экспортной политики и выработка практических решений
по совершенствованию механизма государственной поддержки несырьевого
экспорта, которые будут способствовать наращиванию поставок российских
товаров и услуг за рубеж.
В мероприятии участвуют первый заместитель председателя правительства Российской Федерации Игорь Шувалов, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, генеральный директор РЭЦ Петр Фрадков, президент ТПП России Сергей Катырин.
Одной из приоритетных задач, стоящих перед ТПП России, является
содействие развитию экспорта отечественной продукции. Основными
инструментами системы ТПП России по реализации этой задачи являются
деловые советы со странами дальнего и ближнего зарубежья,
представительства Палаты за рубежом, а также профильные и отраслевые
комитеты, объединяющие ведущих российских экспертов.
Справочно
В настоящее время ТПП РФ имеет 11 постоянных представительств, 23
почетных представителя в 45 странах мира, 74 деловых совета
по сотрудничеству с зарубежными странами, 24 комитета и 5 советов.
Помимо закрепленных законом традиционных функций ТПП (арбитражное
и третейское разбирательство внешнеэкономических споров, экспертиза,
оформление, удостоверение и выдача сертификатов страны происхождения
товаров и карнетов АТА (удостоверений для временного беспошлинного
вывоза товаров и изделий за границу) Палата осуществляет поиск
внешнеторговых партнеров, организует выставки, ярмарки, презентации
экономического потенциала российских регионов и зарубежных стран,
международные форумы, конгрессы,
бизнес-миссии за рубеж,
предоставляет информацию о внешних рынках, консультирует по всему
комплексу вопросов экспортной деятельности. В ряде регионов
торгово-промышленные палаты выполняют функции региональных центров поддержки экспорта,
к примеру в Томской, Ростовской, Воронежской и других областях.
По проблематике продвижения экспорта ТПП России находится в тесном
взаимодействии с основными регуляторами в области внешнеэкономической
деятельности — Минэкономразвития России и Минпромторгом России, а также
со специально созданными институтами, и прежде всего с Российским
экспортным центром.
В целях развития взаимодействия между ТПП России и Российским
экспортным центром подписано соглашение о сотрудничестве, а также
«дорожная карта» на 2016–2017 годы, в которую вошли конкретные
мероприятия по сотрудничеству в области выставочной деятельности,
реализации совместных проектов в сфере образования для экспортеров,
организации
бизнес-миссий в зарубежные страны, проведению
анализа имеющихся торговых барьеров на внешних рынках, а также
использования ресурсов территориальных палат в рамках развития
региональной инфраструктуры РЭЦ.
Большое внимание Палатой уделяется взаимодействию с Евразийской
экономической комиссией, которая проводит активную политику
по расширению зоны свободной торговли с третьими странами. В частности,
ТПП РФ принимала активное участие в работе по соглашению о свободной
торговле с Вьетнамом, а сейчас эксперты из отраслевых комитетов вошли
в рабочие группы по подготовке переговорного процесса с Китаем.
Говоря о стоящей перед страной задаче по увеличению несырьевого
экспорта, следует отметить, что, несмотря на снижение темпов роста
объема мировой торговли, у России есть значительный потенциал для
реализации этой задачи.
ТПП РФ с большим позитивом относится к мерам, направленным на становление РЭЦ в качестве «единого окна» для экспортеров.
Органы исполнительной власти во главе с Минэкономразвития России на регулярной основе ведут с участием
бизнес-объединений мониторинг барьеров, препятствующих развитию экспорта. ТПП России
активно участвует в этой работе. Большинство предложений Палаты находит
свое отражение в программных документах и, в частности, в «дорожной
карте» «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка
экспорта», которая является важнейшим инструментом создания
благоприятных условий для экспортной деятельности.
К примеру, в проект новой редакции дорожной карты включены
предложенные Палатой очень важные для экспортеров меры,
предусматривающие компенсацию их затрат, связанных с продвижением
высокотехнологичной и инновационной продукции на зарубежные рынки,
в т. ч. с регистрацией интеллектуальной собственности и подтверждением соответствия продукции требованиям внешних рынков.
Проблема, связанная со сложной и дорогой процедурой подтверждения
соответствия требованиям внешних рынков, особенно развитых стран,
создает серьезные барьеры для участников ВЭД.
К примеру, недавно в Палату обратился Саратовский электромеханический
завод «РЭМО», имеющий более десяти патентов на изобретения в области
электронной техники. Маркетинговые исследования, проведенные заводом,
показали, что его продукция востребована на рынках многих развитых стран
мира,
в т. ч. США и Европейского союза. Завод получил
заказы от зарубежных покупателей, но в рамках проработки экспортных
контрактов столкнулся с проблемой высокой стоимости инструментальных
исследований и сертификации своей продукции, необходимой для выхода
на рынки зарубежных стран.
В частности, затраты на проведение экспертизы и сертификацию 10–20
наименований продукции составят свыше 100 тысяч евро. Эта сумма
превышает стоимость партии самой продукции и является неподъемной для
данного завода. Таким образом, предприятие, имеющее реальный экспортный
потенциал, вынуждено было отказаться от экспортной деятельности.
Мы со своей стороны обратились в Российский экспортный центр с просьбой
оказать возможное содействие данному предприятию. Надеемся, что вопрос
по компенсации его затрат будет решен.
В рамках решения этой проблемы также важно активизировать работу,
направленную на обеспечение признания на внешних рынках результатов
экспертизы (испытаний), проведенных уполномоченными российскими
структурами, к примеру действующей уже много лет при ТПП РФ организацией
«Союзэкспертиза». В этих целях необходимо скорейшее присоединение
России к соответствующим международным организациям: Всемирной
ассоциации аккредитации органов по оценке соответствия (IAF —
International Accreditation Forum) и Международному сотрудничеству
по аккредитации лабораторий (ILAC — International Laboratory
Accreditation Cooperation).
Новая редакция дорожной карты содержит много эффективных мер,
направленных на устранение системных проблем и барьеров для экспорта,
существующих в настоящее время. Надеемся, что в ближайшее время она
будет утверждена.
В продолжение темы барьеров хотелось бы отметить ряд вопросов,
поставленных экспортерами из числа малого и среднего бизнеса, которые
пока не решаются.
-
· Большинство субъектов МСП не имеют достаточных финансовых средств
для продвижения своей продукции на зарубежных рынках. В качестве одной
из мер для помощи малому и среднему бизнесу может быть компенсация части
затрат на
рекламно-информационные мероприятия,
в т. ч. через оптимизацию налогов.
-
· Существенным барьером для экспорта, по мнению субъектов МСП,
является обязательная процедура оформления паспорта сделки при
заключении экспортного контракта (на сумму, превышающую 50 тысяч
долларов США).
Оформление паспорта сделки влечет за собой дополнительные финансовые
издержки и занимает большое количество времени, что очень чувствительно,
особенно, для малых предприятий. При этом необходимость такой процедуры
при экспорте,
т. е. когда валютные средства
не перечисляются за рубеж, а, наоборот, поступают в страну, не очевидна.
Отмена данного требования либо существенное повышение суммы контракта,
при которой вводятся обязательства по оформлению паспорта сделки (вместо
50 тысяч, к примеру, 500 тысяч долларов США), может существенно
облегчить работу экспортно ориентированных малых и средних предприятий.
-
· Пока остается нерешенным вопрос о сквозных камеральных проверках
налоговой службы, которые проводятся на ежеквартальной основе при подаче
заявления на возврат НДС при осуществлении экспортной поставки. Такие
проверки существенно усложняют работу предприятий малого и среднего
звена. В результате многие из них вообще отказываются от экспортной
деятельности. В качестве способа решения данной проблемы предлагается
упростить либо полностью отменить процедуру камеральной проверки при
экспорте товаров субъектов МСП.
-
· Другой серьезной проблемой, по мнению экспертов, является
недостаток квалифицированных кадров — специалистов
по внешнеэкономической деятельности. Это, безусловно, снижает
эффективность работы предприятий на этом направлении. С учетом этого ТПП
России вышла с инициативой разработки профессионального стандарта
«специалист по внешнеэкономической деятельности». Внедрение данного
профессионального стандарта привлечет внимание хозяйствующих субъектов
к необходимости получения необходимых знаний и навыков и будет
способствовать активизации внешнеэкономической деятельности и успешной
реализации экспортных проектов российских предприятий.
При этом следует параллельно развивать систему переподготовки
и повышения квалификации по данной специальности. Для решения этой
задачи целесообразно объединить усилия ТПП РФ и РЭЦ, используя ресурсы
Международного института менеджмента для объединений предпринимателей
при ТПП РФ и образовательного проекта РЭЦ.
Выстраивая скоординированную систему поддержки экспорта в регионах,
Российскому экспортному центру и Минэкономразвития России следует
в полной мере учитывать и потенциал ТПП РФ на местах, опираться
на действующие структуры, созданные при территориальных ТПП с областными
администрациями (еще до образования РЭЦ).
(По материалам департамента внешних связей
и работы с деловыми советами ТПП РФ) Подготовил Сергей Тюрин Источник: tpp-inform.ru.
Рейтинг публикации:
|