По словам министра сельского хозяйства, Россия в текущем году готовится отчитаться о рекордном сборе урожая. Ткачёв высказывается о том, что таких объёмов зерновых наша страна не собирала 38 лет!
Глава Минсельхоза:
В
2016 году в России будет собрано более 117 млн тонн зерна, экспорт
зерновых культур, по нашим прогнозам, достигнет 35 млн тонн, Россия при
этом сохранит лидерство по поставкам пшеницы, обойдя таких крупных
поставщиков, как ЕС и США.
Александр Ткачёв:
Больше в нашей стране было собрано в 1978 году – 127 млн тонн зерновых культур.
Основными факторами для увеличения объёмов собираемого зерновых, по мнению главы ведомства, стали факторы, связанные с ростом урожайности. Если ещё 10-15 лет назад при существенных посевных площадях средняя урожайность по стране не превышала 17 ц с гектара, то сегодня она перевалила за 27 ц/га. В общемировом выражении это относительно средний результат. Однако есть и важнейший фактор роста процента посевных площадей в РФ. Другими словами, там, где ещё несколько лет назад стояли «мёртвые» земли (заросшие бурьяном), сегодня колосится пшеница, рожь, ячмень, другие зерновые культуры. Пустующих сельхозугодий действительно всё меньше. И это неоспоримый факт.
Министр сельского хозяйства определил приоритеты развития отрасли. По его словам, для увеличения российской доли на мировом рынке зерновых и других сельхозкультур, России необходимо активно наращивать производство и использование удобрений. Ткачёв отметил, что сегодня производя около 20 млн тонн удобрений, внутри страны используются лишь 2,6 млн тонн. Это около 33 кг на 1 га пашни. По мнению Ткачёва, в условиях глобальной конкуренции этого явно недостаточно. Приводятся цифры использования удобрений другими странами, производящими сельхозпродукцию. Так, в лидерах по внесению удобрений Китай и Вьетнам – аж по 360 кг на 1 га пашни. Далее следуют Польша и ФРГ – почти по 200 кг/га. В Индии и Бразилии показатели составляют около 170 кг/га, а в США и Канаде – 130 и 88 кг/га соответственно.
В то же время и «перебарщивать» с удобрениями нежелательно. Ведь российская продукция отличается своей высокой экологичностью в отличие, к примеру, от того, что производят в отдельных регионах Китая, где умудряются выращивать сельхозкультуры вовсе без использования природных почв, заменяя их на произведённую в промышленных условиях «химию». То есть нужно искать баланс между использованием удобрений, их видами, урожайностью культур и экологической приемлемостью выращенных зерновых для употребления в пищу без угроз здоровью человека. А то ведь ситуацию можно свести к абсурду, когда вместо зерновых в огромных масштабах будут выращиваться этакие растения-зомби, действительно «не знающие» природных почв. Слава богу, в России пока до этого далеко. Но ведь речь о конкуренции на глобальном рынке. А там всякое возможно... Включая китайское ноу-хау по созданию искусственных куриных яиц...
В ходе круглого стола была обсуждена и долгосрочная стратегия развития зернового комплекса РФ. Речь идёт о стратегии до 2030 года, предусматривающий стабильный рост объёмов сбора зерна до 130-150 млн тонн.
Александр Ткачёв:
Мы можем собирать
ещё больше и ставим перед собой такую цель. К 2030 году можно увеличить
валовый сбор зерна до 150 млн тонн за счёт роста урожайности до 30
центнеров с гектара и увеличения посевных площадей на 10 млн гектаров.
Это даст возможность покрыть растущие потребности животноводства,
которое устойчиво растёт на 5% в год, и вдвое увеличить экспорт.
На этом фоне в издании «Газета.ру» вышел материал, который объявляет, что радоваться по поводу рекордного урожая зерновых в России, оказывается, не стоит. В статье за авторством Елены Платоновой утверждается, что 2016 год становится годом, когда объёмы выращенного зерна не соответствуют возможностям по его сохранению. Автор материала утверждает, что «мощности» для хранения зерна составляют около 115 млн тонн, а урожай, напомню, более 118 млн т. В той же статье говорится об устаревании фонда элеваторов, амбарных хранилищ и их нехватке для обеспечения нужд хранения. Это приводит к повышению цен. Логика в «Газете.ру» представлена такая: меньше хранилищ – выше цена на услуги хранения зерновых – выше цена на итоговую продукцию (например, на хлеб). Приводятся данные аналитиков из «ПроЗерно»: при цене пшеницы 8-10 тыс. руб. за тонну, услуги элеватора по приёму, хранению и выдаче зерновых составляют около 10% от этой суммы (около 1 тыс. рублей).
Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский:
Размер дефицита огромен. В этом году ожидается до 118 млн т урожая
зерна, прибавить к этому еще 16 млн т переходящих запасов. Мощностей
хранения при этом не более 120 млн т, к тому же они распределены не в
соответствии с производственной базой. Нам необходимо развивать
складскую базу у производителей зерна. Но фермеры на строительство
элеваторов не решаются. Построить элеватор дорого, он окупится лет через
15–20.
В общем, ситуация для нашей страны всех последних лет примерно следующая:
плохой урожай – плохо, так как хлеба на всех может не хватить, придётся закупать зерно за рубежом, а значит хлеб подорожает;
отличный урожай – тоже плохо, так как зерно «негде хранить», а потому хлеб тоже подорожает...
Складывается впечатление, что в том же Российском зерном союзе не придерживаются никакой стратегии и лишь тихо ожидают средних значений по объёмам сбора, чтобы не закупать зерно – раз, и было, где хранить - два. На самом деле странно... Ведь если хранилищ действительно не хватает, то получается, что никто из ответственных лиц вовремя не принял ровным счётом никаких мер для того, чтобы их всё-таки хватило. Не ждали?.. Так, что ли?.. Или целью этих самых ответственных лиц и является то, чтобы цена на зерновые для внутреннего потребления росла вне зависимости от урожаев и объёмов хранилищ? Если да, то не пора ли сделать определённые «оргвыводы»...