Рост цен на нефть на прошлой неделе позволил всему нефтяному
сектору достичь стоимости в $1,7 трлн в виде суммы, эквивалентной объему
продаж нефти за год.
Это почти в три раза больше, чем доходы в размере $660 млрд от всех остальных сырьевых металлов и минералов вместе взятых.
Если сравнивать рынок нефти с рынком золота, который является
крупнейшим сырьевым рынком металла по долларовой стоимости, то разница
между ними достигает 10 раз. Железо, второй по популярности металл в
мире, генерирует только $115 млрд доходов для компаний и правительств.
Ежегодно производители нефти добывают 34 млрд баррелей нефти, чтобы
обеспечить ежедневное потребление на уровне 94 млн баррелей. Вся эта
нефть используется просто для нормального функционирования человечества,
так как без нее невозможны были бы путешествия, транспортировка
товаров, работа промышленности, производство электроэнергии и
строительство.
Сейчас нефть является самым ценным товаром на Земле после еды и
лекарств, и все благодаря техническому прогрессу, который начался с
момента коммерциализации двигателя внутреннего сгорания в 1860-е годы.
Данные Международного энергетического агентства показывают, что в
1973 г. 45,4% от мирового потребления нефти приходилось на транспорт. К
2012 г. эта цифра выросла до 63,7%, то есть спрос на нефть растет за
счет расширения человеческой мобильности.
По оценкам Международной ассоциации воздушного транспорта, число
пассажиров увеличится вдвое к 2035 году до 7,3 млрд. Эффективность
использования топлива в самолетах, несомненно, вырастет в ближайшие 20
лет, но вряд ли инновации будут расти также быстро, как стремление к
путешествиям среднего класса, особенно в Азии.
Хотя активисты борьбы с проблемой изменения климата пытаются добиться
отказа от всех видов ископаемого топлива (угля, газа и нефти), очень
важно понимать промежуточное положение нефти во всей промышленности. В
основном, правительства отказываются от «грязного» угля, переходя на
природный газ и возобновляемые источники энергии.
При этом уголь питал промышленные революции в Великобритании, США,
Китае, а сейчас это происходит в Индии. Ни один из металлов, например,
не может повторить подобное. Хотя нефть при сжигании выделяет примерно
на 20% меньше углекислого газа, чем уголь, экологи также настроены
против использования этого топлива. Вот только все их планы и расчеты
касаются стран, где промышленная революция давно прошла, поэтому и роста
потребления здесь почти не будет.
Индия – совсем другое дело. 20% населения этой страны, что
эквивалентно трем четвертям населения всей Америки, не имеет доступа к
электроэнергии. И у властей Индии нет достаточного объема средств, чтобы
обеспечить всех этих людей «чистой» энергией, поэтому они будут сжигать
дешевый уголь. Постепенно, конечно, Индия также перейдет на газ, но это
потребует нескольких десятков лет. И это касается только
электроэнергии, тогда как люди, увеличившие свой достаток по мере
развития промышленной революции, начнут ездить на автомобилях, которым
необходим бензин.
Перепрыгнуть «нефтяную» ступеньку можно, но сделать это достаточно
сложно. Одним из уникальных примеров является Пакистан, где в качестве
автомобильного топлива используется сжиженный природный газ. Но развитие
СПГ-индустрии требует интенсивного развития инфраструктуры, на что
требуется время и деньги. Кроме того, СПГ не так уж просто
транспортировать, поэтому реальным конкурентом нефти он вряд ли станет.
В течение следующих несколько лет, по мере того, как за счет угля
будет увеличиваться доступ самых бедных и самых густонаселенных районов
планеты к электроэнергии, будет расти спрос на углеводородное топливо.
Большинство прогнозов не учитывают эффект промышленной революции или
бурной индустриализации. Многие эксперты вообще забывают про Индию,
предпочитая переживать о рисках снижения спроса в Китае. Но пока все
идет к тому, что человечество будет потреблять все больше нефти и газа, и
большая часть этого потребления будет приходиться именно на топливо для
транспорта. Источник: ktovkurse.com.
Рейтинг публикации:
|