В силу сложившихся в России условий бизнес
начал развивать местные авиаперевозки, используя не самолеты, а
вертолеты. Однако проблемы регулярного авиасообщения с малыми городами
это не решит
Вертолетная компания «Аэросоюз» заключила соглашение с министерством
экономического развития Пермского края о реализации инфраструктурного
проекта, предусматривающего строительство и развитие в Прикамье
вертолетных площадок, комплекса зданий по хранению и обслуживанию
вертолетов, клиентской зоны с кафе и ресторанами, а также вертолетного
центра с летной школой. Проект предполагается реализовать в два этапа.
Первый связан с выбором земельных участков и различными согласованиями, и
должен закончиться в течение 2017 года. На втором планируется не
позднее начала 2019 года построить вертолетный центр и площадки.
Как сообщил «Э-У» президент и собственник «Аэросоюза» Александр
Климчук, компания намерена за счет заемных и собственных средств
инвестировать в пермский проект не менее 900 млн рублей.
Министр экономического развития Пермского края Леонид Морозов
предположил, что вертолетные площадки будут построены в Березниках,
Соликамске, Губахе и Чайковском. Кроме того, будет создано сто рабочих
мест, а общая сумма денежного потока в Пермский край в ближайшие десять
лет составит около 168 млн рублей в виде налоговых отчислений.
Бесплатно покажут
Частный бизнес последние год-два активно развивает в ряде российских регионов сеть вертолетных перевозок.
В Урало-Западносибирском регионе «Аэросоюз» уже создал вертолетный
центр по типу пермского на аэродроме Первушино в Кушнаренковском районе
Башкирии. Вертолетная компания «Хелипорты России» подписала в 2016 году
соглашение с правительством Тюменской области, также предусматривающее
организацию вертолетных площадок и строительство в 8 км от аэропорта
Рощино вертодрома, который будет располагать административно-гостиничным
комплексом, авиационно-технической базой и учебным центром.
Предполагается, что вертодром станет современным многофункциональным
комплексом с ангарами для хранения техники, площадками для взлета и
посадки воздушных судов, комфортабельной клиентской зоной. Кроме того,
на базе комплекса планируется сформировать вертолетный
поисково-спасательный отряд «Ангел».
Модель развития региональной сети вертолетного бизнеса такова:
частные компании заключают с властями субъектов федерации соглашения, по
которым бизнес полностью берет на себя создание фактически с нуля всей
вертолетной инфраструктуры, а региональные чиновники предоставляют для
этих целей земельные участки.
— На Западе применяется другая модель. Там вертолетный бизнес
приходит на готовую инфраструктуру, созданную государством. А в России
приходится обустраивать вертолетные площадки самостоятельно и содержать
их, — говорит Александр Климчук. — Кстати, именно по этой причине мы не
используем самолеты, ведь для их эксплуатации необходимо строить или
реконструировать взлетно-посадочные полосы в малых городах. Это
непосильные инвестиции.
Тем не менее бизнес начал активно вкладываться в развитие малой
авиации, просчитав перспективы бурного роста в этом направлении. Так,
если в США, по экспертным оценкам, эксплуатируется около 350 тыс. единиц
малой авиации (самолетов и вертолетов), в России — пока не больше 3
тысяч. Есть куда расти.
Тенденцию заметили и в Евразийском экономическом союзе. Совет
Евразийской экономической комиссии (постоянно действующий регулирующий
орган ЕАЭС) принял решение с сентября 2016 года до конца 2017 года
обнулить ставки ввозных таможенных пошлин на вертолеты с массой пустого
снаряженного аппарата до 1 тонны. Мера направлена на поддержку отрасли
авиации общего назначения. Отмена ввозной пошлины и уменьшенный размер
уплачиваемого НДС позволят сократить расходы на покупку зарубежных
вертолетов.
В России такие машины серийно не выпускаются. Наследие советской
гигантомании сказывается в том, что отечественная авиапромышленность
сегодня способна предложить вертолет Ми-8/17, позволяющий перевозить до
26 пассажиров. Но вертолетным компаниям, специализирующимся на
пассажирских перевозках, нужны машины, предназначенные для трех-пяти
пассажиров. В этом сегменте российские разработки пока не могут
составить достойную конкуренцию американским «робинсонам» и
франко-немецким «еврокоптерам».
Волшебник не прилетит
Вертолетные компании развивают региональную сеть в России, имея на
условиях лизинга всего несколько десятков зарубежных вертолетов малой
вместимости и предоставляя по две-три машины на регион. В качестве
потенциальных клиентов рассматриваются владельцы и топ-менеджеры крупных
компаний, направляющиеся в командировки из мегаполиса в малые города,
где расположены объекты их бизнеса. Второе направление — сотрудничество с
операторами, развивающими внутренний туризм. Третий, наиболее вероятный
вариант использования техники — взаимодействие с государственными
структурами (МЧС, Авиалесохрана, центры медицины катастроф и др.), а
также с промышленными холдингами в части мониторинга пожарной обстановки
на различных объектах, состояния трубопроводов, загрязнения почв и
водоемов и т.д. Кроме того, компании намерены зарабатывать в регионах на
продаже вертолетов зарубежных компаний, дилерами которых они являются, а
также на обучении пилотов.
Эксперт ГК «Финам» Алексей Калачев отмечает, что вертолетные
перевозки не относятся к массовому потребительскому сегменту и не
предназначены для перевозок населения:
— Это дорогое удовольствие, рассчитанное на состоятельных людей —
бизнес-элиту и административное руководство. Другой экономики, чтобы это
себя окупало, я не вижу. Потребительский рынок — это рынок масштабов.
Если заполняется большое количество пассажирских мест, перевозки себя
окупают. За рубежом малая авиация развивается за счет самолетов. А
вертолеты состоят в основном в частных парках, обслуживая
премиум-сегмент, это не массовый транспорт.
Организацию местных маршрутов на регулярной основе вертолетные
компании не рассматривают даже в отдаленной перспективе — это сразу
подорвет рентабельность формирующейся бизнес-модели. Получается,
создание вертолетной инфраструктуры в регионах никоим образом не
способно заменить собой развитие местных авиаперевозок самолетами малой
авиации, цель которых — обеспечение быстрой транспортной доступности
ближайших мегаполисов для населения отдаленных муниципальных
образований. В этом вопросе региональным чиновникам не отделаться одним
лишь предоставлением земельных участков под сопутствующую
инфраструктуру. При заключении соответствующих соглашений с бизнесом
государство должно брать на себя обязательства по реконструкции и
содержанию взлетно-посадочных полос и аэропортовых комплексов, а также
по компенсации части стоимости авиабилетов. Для бизнеса же необходимо
установить минимальную планку числа перевозимых пассажиров и частоту
рейсов самолетов по конкретным маршрутам: без массовости и регулярности
никакие перевозки доступными для населения не станут.