Не успели российские женщины одеться в шубы, как рынок этой
продукции уже в ближайшее время может пережить серьезные изменения.
Причина – соглашение в рамках ЕАЭС о маркировке меховых изделий
радиочастотными метками, призванное бороться с контрафактом. Как всякое
хорошее дело, в России оно создало часто непреодолимые трудности даже
для законопослушных торговцев, и это способно во многом обрушить
торговлю меховыми изделиями.
Страны ЕАЭС договорились о маркировке меховых изделий в сентябре 2015
года. Цель была благородной: доля контрафакта на этом рынке, как
утверждалось, достигала 70%. Покупателю могли под видом итальянской шубы
всучить подделку, сшитую в Китае. Кроме того, российский рынок стал
явно заполняться импортными изделиями, а объемы таможенных пошлин,
которые должны уплачивать импортеры меховой продукции, почти не росли.
Поэтому страны и согласились вывести на свет «серый» рынок мехов,
введя обязательную маркировку товара специальными RFID-метками. Страны
согласились создать национальные системы маркировки, а также
информационные мощности, способные контролироваться ввоз, перемещения
продукции и торговлю ей.
Идея, конечно, не ограничивалась мехами, ее авторы были полны
решимости вывести на свет всю легкую промышленность, но пилотный проект
было решено отрабатывать на торговле мехами.
Запуск проекта должен был состояться в начале апреля, но был отложен,
так как не все страны ЕАЭС ратифицировали соглашение. В августе этого
года правительство утвердило правила пилотного проекта по введению
маркировки товаров контрольными RFID-метками изделий из натурального
меха. Документ регулирует вопросы заказа, изготовления и реализации
контрольных идентификационных знаков. В частности, определен перечень
информации, которую необходимо предоставить заявителю для получения
таких знаков.
По сообщению налоговиков, в России система маркировки должна была
заработать с 1 октября. Она и заработала, но, как это часто случается,
не полностью: контрольные ведомства оказались готовы, а вот сам процесс
маркировки серьезно застопорился.
Основная причина – дефицит RFID-чипов, которыми должны были обеспечить
торговлю, и меховые фабрики «Гознак». Как удалось выяснить агентству
ТАСС, оборудование для производства радиочастотных меток было
установлено на Пермской фабрике и рассчитано на производство 2,66 млн
чипов в год, но в августе резко вырос объем заявок, и, по словам
помощника генерального директора по связям с общественностью «Гознака» Натальи Никифоровой,
фабрика работает в три смены, без выходных и производит по 100 тысяч
чипов в сутки. Заказчикам отгружено почти 4 млн RFID-меток, что заметно
превышает первоначальные ведомственные расчеты. Это многих наводит на
мысль о том, что на фоне складывающегося дефицита начинает формироваться
«серая» сфера, в которой обращаются неучтенные RFID-метки.
В настоящий момент правительство приняло постановление о продлении
переходного периода до 1 ноября, но это почему-то не коснулось
контролирующих организаций.
В начале октября Роспотребнадзор сообщил об аресте шуб без маркировки
на сумму 13 млн рублей. Только в московских торговых центрах были
выявлены шубы без маркировки общей стоимостью 7 млн рублей. Глава
надзорного ведомства Анна Попова заявила, что «Роспотребнадзор
проводит проверки в рамках установленных федеральными законами
возможностей». Не случайно участники мехового рынка полагают, что в
ближайшее время может начаться массовый отток продавцов и производителей
меховой продукции.
Дефицитом радиочастотных меток проблема не исчерпывается. У
производителей и продавцов появилось много вопросов, на которые ни в
налоговой инспекции, ни в таможенной службе ответить не могут. Нужно ли,
например, маркировать унты, которые шьются с использованием меха? Что
делать с перешитыми меховыми изделиями? Как легализовать меховые
изделия, ввезенные несколько лет назад, и для которых уже невозможно
собрать нужные документы? Да и вообще, власти оказались неспособны
внятно объяснить, как будет функционировать эта система контроля.
Государству она, безусловно, выгодна, поскольку обещает повышение
доходов бюджета. Но для малого бизнеса, который закупал продукцию на
оптовых ярмарках зачастую без документов о ввозе, новый порядок грозит
серьезными неприятностями. Те же, кто не уйдет с рынка и не закроется,
будут вынуждены существенно поднять цены.
Как заявила агентству ТАСС представитель новосибирских предпринимателей Юлия Тихонова,
«если ввозить по новому порядку через границу, удорожание происходит на
15 тыс. рублей как минимум. По тому, что уже было закуплено, нужно
уплачивать налог – естественно, все это будет заложено в розничную
цену».
Участники рынка также отмечают, что маркировка изделий не решает еще
одной важной проблемы: импорта мехового сырья, от которого страдают
отечественные производители. Шкурки из Китая, хотя они ниже качеством,
чем российские, обладают главным конкурентным преимуществом – они
значительно дешевле. Поэтому сшитая из них шуба будет примерно на 20%
дешевле шубы, сшитой из российского сырья. А покупатель, как известно,
голосует рублем.
Игорь Пономарев Источник: tpp-inform.ru.
Рейтинг публикации:
|