Разбазаривают добро. Украина отдает порты в частные руки
Сложная экономическая ситуация на Украине заставляет власти прибегать
все к новым способам пополнять бюджет, пусть даже и путем раздачи
стратегически важных объектов в частные руки. Сегодня в Киеве официально
заявили о том, что готовы передать в концессию, то есть, отдать в
полное управление инвесторам, специальный морской порт «Октябрьск», а
также Херсонский морской торговый порт. Заниматься процессом передачи
объектов будет Министерство инфраструктуры Украины вместе с
международными финансовыми организациями.
Уже до конца этого года в Киеве планируют подготовить соответствующую
документацию, а в начале следующего года провести среди потенциальных
инвесторов торги, по итогам которых и должно решиться, к кому же
перейдут два украинских порта.
Впрочем, эксперт Александр Кашапов напоминает, что в итоге передача портов может и вовсе не состояться.
«У данных портов может быть сложная система собственников, поэтому
все, что провозглашается, может в итоге утонуть в бюрократических
барьерах, в барьерах о невыясненных собственниках. Некоторые из
владельцев могут вовремя не проявить себя, другие могут просто не отдать
свою часть, которую собирается отдать государство. Тем более, в
условиях такой неясной ситуации с коррумпированностью, с нестабильной
политической ситуацией».
Впрочем, даже если уладить все вопросы получится, заинтересуют ли эти
объекты серьезных инвесторов? Как утверждает экономист, Александр
Кашапов:
«Вообще порты – это всегда привлекательные активы, с точки зрения
туристической и логистической, так как морской водный путь гораздо
дешевле, чем дорожный, железнодорожный и тем более воздушный. Но
относится ли это к украинским портам – большой вопрос».
И действительно, с портами «Октябрьск» и Херсонский проблем немало.
Особенно стоит остановиться на СМП «Октябрьск», который для Украины
является стратегически важным объектом. Данный порт традиционно
специализируется на вывозе боеприпасов и вооружения. Однако даже
несмотря на это Киев готов пожертвовать столь важным активом и передать
его в частные руки. Вот только инвесторов с ним подстерегают серьезные
осложнения, ведь порт по-прежнему должен будет переправлять боеприпасы, а
это вызовет ряд ограничений для новых владельцев.
Еще одна проблема обоих портов - одни из самых низких грузопотоков на
Украине. На долю Херсонского порта приходится всего 5% грузооборота, а
на «Октябрьский» и того меньше – только 3%. Более того, за текущий год
объемы грузопотока тут сильно сократились, и тенденций к улучшению пока
нет.
Чтобы повысить грузопотоки, необходимо будет серьезно модернизировать
инфраструктуру, например, построить новые, более вместительные
хранилища. Обойдется это недешево, а вот будет ли отдача? Одних только
вливаний инвесторов в развитие портов недостаточно, ведь причина падения
грузооборота во многом связана с неспособностью украинской железной
дороги нормально функционировать.
Недавно из-за отсутствия подвижного состава на Украине даже закрылся
один из крупнейших заводов «Кнауф Гипс Киев», который принадлежит
ведущему европейскому предприятию в сфере производства строительных
материалов «Кнауф».
Проблему с железными дорогами очевидно необходимо решать на
государственном уровне, однако правительству Украины сейчас явно не до
этого, поэтому ситуация, видимо, так и будет постепенно ухудшаться. А
раз так, то и нарастить грузооборот морских перевалочных пунктов будет
крайне сложно.
В итоге, специалисты полагают, что если порты «Октябрьский» и
Херсонский все-таки вызовут интерес, то только у местных украинских
инвесторов. Это могут быть предприятия, которым переправлять свою
продукцию по дорогам или ж/д на Украине уже не выгодно, а водный путь
может дать им определенную экономию.
Естественно, самостоятельно власти Украины не хотят, да и просто не
могут развивать данные порты, так как в бюджете на это банально нет
денег. Поэтому они с радостью отдают важные активы желающим взять их
себе. Хотя пока речь идет лишь о концессии, впоследствии дело вполне
может дойти и до приватизации, и в итоге государство окончательно
лишится важных перевалочных пунктов. Впрочем, выбирать сейчас Киеву не
приходится: если не отдать эти порты прямо сейчас, совсем скоро их
ценность и вовсе упадет практически до нуля, так что даже инвесторов
будет не найти.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+