Доля нелегальной табачной продукции в России,
по данным американской социологической маркетинговой исследовательской
компании Nielsen, в третьем квартале выросла более чем в два раза.
Однако и теперь по сравнению со средним мировым уровнем она остается
очень низкой. Правда, по оценкам аналитиков, доля контрафакта вскоре
возрастет уже существенно - в связи с грядущим ростом акцизов.
Российское подразделение компании Nielsen подсчитало, что доля
нелегальной табачной продукции в России в третьем квартале 2016 года
увеличилась более чем в два раза, с 1,04% в аналогичный период годом
ранее до 2,23%. На самом деле, это очень мало. Ежегодный объём
продаваемой в мире контрабандной и контрафактной табачной продукции, по
данным British American Tobacco составляет 12% от мирового потребления
(в 600 млрд сигарет). При этом в Малайзии доля нелегальной продукции
превышает 35%, в Бразилии и Южной Африке —25%, а в законопослушной
Канаде — 20%.
Что касается российской ситуации, то основной источник контрабанды
сигарет (60%), по данным Nielsen, — страны Евразийского экономического
союза. При этом более трети (38,4%) нелегальных пачек сигарет, по ее
сведениям, были маркированы белорусскими акцизными марками. В
приграничном Смоленске доля контрабандных сигарет составила 12,2 против
2,8% в 2015 году, в Великих Луках — 17% (в прошлом году было 9,2%). На
границе с Казахстаном произошел трехкратный рост контрабанды — с 1,1% в
прошлом году до 3,5% в 2016-м. В Омске на нелегальные сигареты пришлось
10% (против 1,9% в 2015 году), в Рубцовске (Алтайский край) — 30%
(против 6,3%).
Профессор Финансового университета при правительстве РФ Иван Соловьев
уверен, что широко обсуждаемые результаты исследования стремятся к
объективности, однако в реальности доля нелегальной продукции может быть
и выше. По его словам, сегодня можно говорить о двух видах продукции,
находящейся вне правового поля: собственно нелегально произведённой в
третью и четвёртые смены на зарегистрированных производствах, а также на
подпольных фабриках, и легально произведённой, но распространяемой с
нарушениями правил маркировки.
Специалисты первое называют фальсификатом, а второе контрафактом. И в
этом табачная продукция является прямым побратимом алкогольной. В этой
отрасли в принципе проблемы и возможные пути решения схожи. По словам
Иванов Соловьева, понятно, что сколько ни агитируй против курения,
желающие это делать все равно будут. На сегодняшний день примерно 40%
россиян страдают от никотиновой зависимости (60% мужчин и 30% женщин),
при этом средний возраст курильщиков составляет 19-45 лет.
Антитабачный меры все же дают некоторый результат, полагает эксперт:
доля курильщиков постепенно сокращается (на сегодняшний день до 35%),
однако спрос на данную продукцию еще долго будет оставаться достаточно
высоким и стабильным. А для сокращения доли нелегальной продукции
необходимо сбалансировать акцизную политику, поработать над максимальным
сближением акцизных ставок в рамках Таможенного союза, усилить контроль
в приграничных территориях. Корректировка акцизной политики способна
привести к 20-30 процентному изменению доли нелегальной продукции,
впрочем, в зависимости от того, как она будет проведена — как в одну,
так и в другую строну.
Государственная политика, направленная на планомерный, но
существенный рост акциза на табачную продукцию будет способствовать
росту доли контрафакта и контрабанды на российском рынке до 5-6% в
перспективе 2 лет, прогнозирует аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов.
Он напоминает, что Минфин планирует в ближайшие 3 года ежегодно
индексировать акциз на табачную продукцию на 10%. Таким образом без
учета инфляции цена пачки сигарет к 2019 году будет составлять в среднем
140-160 рублей в рознице, а с учетом инфляции и надбавок ритейлеров,
скорее всего, цены за три года смогут достичь отметки в 200 рублей за
пачку.
При этом, по прогнозам Минэка, только по итогам этого года реальные
располагаемые доходы населения сократятся на 5,6% и в перспективе
ближайших 3 лет не перейдут к восстановлению. Таким образом, для все
более широких слоев населения легальная табачная продукция окажется
попросту не по карману, при том, что спрос подвергнется лишь
незначительному снижению в результате отказа от вредной привычки или
перехода на субституты, такие как «электронные сигареты».
Такая картина, считает Антонов, вполне логично приведет к тому, что
спрос на более дешевые контрафакт и контрабанду будет стремительно
расти. Причем, если в удаленных от государственной границы регионах этот
спрос будет формироваться за счет нижней прослойки среднего класса, то в
приграничных, а также и в депрессивных районах доля контрафакта может
вырасти до 30-40% рынка. Но государство вряд ли откажется от повышения
акциза до европейского уровня, в расчете на то, что его 30-процентный
рост с лихвой перекроет потери от экспансии теневого рынка.