Шестьдесят стран, триллионы долларов инвестиций, 4,4 миллиарда
человек и 40 процентов всего мирового хозяйства — это величайший
в мировой истории экономический проект, осуществляемый Китаем. Его идея
находится под личным попечительством президента Си Цзиньпина.
Один пояс — один путь
В
2013 г. президент Китая объявил о воссоздании шелкового пути, который
снова должен связать Китай с Европой. Китай планирует создать
транспортный коридор от своих западных провинций через Центральную Азию
в Иран, Ирак, Турцию и Западную Европу. Одно из направлений этого
инфраструктурного проекта должно охватить Москву и Восточную Европу.
В
представлении Китая сухопутную часть Шелкового пути необходимо
пополнить развитой инфраструктурой и новыми связующими маршрутами
в море. Восточный Китай будет связан с Юго-Восточной Азией, Индонезией,
далее через Шри-Ланку, Восточную Африку и Египет с Западной Европой.
Проект получил китайское название «Один пояс— один путь».
Поезд
из Харбина прибыл в Гамбург через 15 дней, в течение 14 дней поезд
достиг Тегерана, а всего за 13 дней преодолел расстояние между Чунцин
в Китае и железнодорожной станцией Кена в Литве. Это пробные сухопутные
маршруты «Пояса и пути», они должны стать альтернативой используемым
в настоящее время морским маршрутам, по кторым транспортировка грузов
в настоящее время занимает 60 дней.
Дорожная сеть
Инициатива
«Пояс и путь» ставит своей целью не только новыми кратчайшими
и скоростными маршрутами объединить регионы. В планах — целая цепь
промышленных территорий, логистических центров, новых воздушных и водных
портов, новых городов и торговых центров. Китайские торговцы
и дипломаты активно посещают различные страны, обещая инвестиции. В
декабре 2015 г. в Пекине был представлен 40-миллиардный фонд Шелкового
Пути, финансирующий связанные с ним проекты, а китайские СМИ заявили,
что уже существует договоренность о 900 проектах общей стоимостью 890
миллиардов долларов. Специально для этого был создан 100-миллиардный
Азиатский банк инфраструктурных инвестиций.
Одна из первых инициатив Китая начала осуществляться в Пакистане:
Пекин здесь финансирует экономические проекты на всей территории
страны. Заявлено, что будет инвестировано более 46 миллиардов долларов.
Казахстан
объявил, что на маршруте Шелкового пути, проходящего через территорию
страны, будет построен новый город, в котором к 2025 году будут
проживать около 155 тысяч жителей. На создание инфраструктуры будет
выделено 260 миллионов евро.
Взгляды китайских бизнесменов
и дипломатов направлены в сторону Восточной Европы. В мае 2016 г. была
проведена первая официальная встреча министров транспорта Китая и стран
Восточной Европы «Китай + 16», цель которой — расширение сотрудничества
и улучшение транспортных связей между Востоком и Западом. Работа
проходит и в Беларуси — около Минском китайцы развивают промышленный
парк «Большой Камень». В нем планируются промышленные и жилые районы,
офисы, торговые и развлекательные комплексы, финансовые
и научно-исследовательские центры.
Тройная выгода для Китая
По
мнению китайских инвесторов, сейчас самое подходящее время
для разработки проекта «Пояс и путь», потому что Пекин имеет немалый
капитал и хотел бы инвестировать его, технологии достигли такого уровня,
что можно реализовать проекты, которые ранее были невозможны, и Китай
стал настолько сильным государством, что способен координировать
глобальные соглашения. По словам председателя КНР Си Цзиньпина,
инициатива шелкового пути – это выгодная для всего мира „win win"
ситуация, хотя эксперт по Китаю Хелен Х. Вонг говорит, что новый
Шелковый путь наибольшую выгоду принесет самому Китаю.
Во-первых,
с ослаблением экономического роста страны необходимы новые торговые
связи, а с реализацией такого масштабного проекта Китай окажется
на пересечении основных торговых путей.
Во-вторых, западные
районы Китая гораздо менее экономически развиты, чем восточные
провинции. Новые сухопутные торговые пути вдохнули бы новую жизнь
в развитие экономики западных районов, а экономический рост в соседних
странах должен уменьшить число конфликтов и терроризма, экспорта которых
опасается Пекин.
В-третьих, «Пояс и путь» значительно усилил
влияние Пекина во всем мире и особенно в Центральной Азии, которая тесно
связана с западными китайскими провинциями и далее с Тихоокеанскими
регионами.
Может ли проект потерпеть неудачу?
Критики нового Шелкового пути с опаской оценивают такой большой проект.
За
экономическими амбициями Китая стоят требования политики. США, а также
страны Западной Европы и Юго-Восточной Азии могу не пожелать
присоединиться к проекту, так как опасаются стать зависимыми от Пекина.
Инвестиции
не всегда приносят только положительные изменения. В Африке, в которую
в последнее время китайцы инвестировали значительные средства,
проведенный агентством Гэллапа опрос изучения общественного мнения
показал, что число жителей, положительно оценивающих китайских лидеров
уменьшилось в 7-ми из 11-ти обследованных стран.
«Пояс
и Путь»охватывает многие страны, но не все из них являются стабильными
и могут взять на себя обязательства на продолжительное время. Это
увеличивает риск возникновения вооруженного конфликта или коррупции. В
некоторых странах инвестиции могут быть разворованы или уничтожены
бюрократическими препятствиями.
Не на последнем месте
и экономические риски. Одно дело инвестировать и строить, а совсем
другое — обеспечить, чтобы инвестиции окупились. Американский институт
предпринимательства подсчитал, что около четверти китайских инвестиций
за рубежом осуществленных в 2005-2014 гг., что составило 246 млрд.
долларов, не оправдались. Половина из них в секторах энергетики
и транспорта, которые являются одними из приоритетов инициативы «Пояса
и Пути».
Оценивая, сколько дипломатических и финансовых усилий
делает Пекин, можно не сомневаться, что намерения его серьезны. Даже
такой маленькой стране как Литва уделяется внимание: в трех китайских
университетах учат литовскому языку, а в одном из них даже можно выбрать
магистратуру по литовскому языку. Если проект «Один пояс— один путь»
оправдается хоть частично, он может стать крупнейшим в мире
экономическим явлением, которое даже трудно сравнить с чем-то, разве что
с планом Маршалла после Второй мировой войны. Многие бизнес-лидеры
и международные компании считают, что успех проекта не только принес бы
экономические выгоды, но и способствовал бы миру, процветанию
и укреплению доверия в мире.
Гытис Янишюс
Фото: flickr.com, Michael Chu