Россия отказалась от соглашения по выбросам CO2 в авиации
Фото: Politrussia.com
Существуют международные договоры, присоединяться к которым
считается почти что обязательным. Как минимум — «правилом хорошего тона» для
демонстрации приверженности «общечеловеческим» ценностям. Обычно такие
обязательства сводятся к целям «за всё хорошее» в определённой области и в пользу
определённых выгодополучателей. Характерный пример — ВТО.
Однако сейчас стоит рассмотреть предлагаемую Международной
организацией гражданской авиации (ICAO) схему регулирования выбросов парниковых
газов (ETC) в авиаперевозках, присоединяться к которой Россия не спешит.
Спешить, впрочем,
некуда: первые три года участие в программе добровольное, и лишь затем
оно станет
обязательным для стран с крупным парком самолетов. Впрочем, механизм
принуждения не раскрывается, а вариант «санкций», как показывает
практика,
работает в обе стороны.
Предлагаемый ICAO механизм практически скопирован сКиотского протокола: требуется приобретать некие «квоты на выбросы» на
специальной бирже. Заявляется, что вырученные средства пойдут на
природоохранные проекты, в частности — на «зеленую энергетику».
Между тем, почти половина стран-членов ICAO одобрила предложенный план, а официальные лица Евросоюза приветствовали его начальный этап реализации.
"Мы
привели процесс в движение, повернуть его вспять уже не удастся, для
участия в нём записались 65 государств, – сказала Булц. – Благодаря
этому соглашению увеличение выбросов углекислого газа будет на 80
процентов нейтрализовано. 18 из 20 крупнейших авиационных наций
участвуют в нём с самого начала”.
Причины же отказа России от присоединения к соглашению как минимум на
экспериментальном этапе просты и не скрываются: Росавиация обоснованно считает,
что перенаправление части финансов из отрасли повлияет на темпы развития
авиации и безопасность полётов отнюдь не в положительную сторону:
«Никаких улучшений в объеме эмиссии парниковых газов не наступит, по некоторым расчетам, она даже увеличится».
Всё просто: увод части финансирования «на сторону» означает
для множества авиакомпаний, кроме самых крупных в развитых странах,
неприемлемые экономические затруднения. Что неизбежно приведёт к вынужденному
использованию устаревшей техники, сверхлимитному продлению ресурса самолётов,
невозможность выделять финансы на развитие техники и т.д. В конечном итоге —
вытеснение с рынка международных перевозок, на котором останутся лишь
транснациональные и крупнейшие национальные компании.
Делегации России, КНР и Индии предложили альтернативный
вариант: единую ставку отчислений с каждой тонны топлива для международных
рейсов. При этом величина ставки должна определяться ассамблеей ICAO «на основе трехгодичного цикла исходя из
потребности финансирования экологических авиапроектов».
Это вполне логично:
средства остаются внутри отрасли, и можно решать такие специфические проблемы,
как, например, шумовое воздействие аэропортов на окружающие территории. В
предложении была оговорена помощь развивающимся странам в реализации проекта.Фото: reuters
Понятно, что благие намерения остались на уровне
предложения: целью продвигаемого «экологического» проекта является отнюдь не
забота об экологии. Реальных целей две:
Первое - это перераспределение части доходов авиакомпаний в
инвестирование «зелёной» энергетики, т.е. рост доходов крупных
транснациональных компаний, имеющих к этому отношение и за счёт авиационной
отрасли всех стран.
Второе - препятствование развитию авиационной
промышленности в развивающихся странах.
Регулирование выбросов парниковых газов в авиаперевозках может привести к потерям авиакомпаний в 200 млрд долларов за 15 лет.
Издание «КоммерсантЪ», комментируя данную новость о решении российской стороны, приводит оценку потерь авиационной отрасли за
первые 15 лет в 200 млрд. долларов. Это вполне серьёзная сумма.
В очередной раз стоит напомнить, что так называемые «возобновляемые источники
энергии» имеют
свою нишу, но достаточно узкую: небольшие энергоустановки в местах,
удалённых от цивилизации, и со специфическими географическими и климатическими
условиями:
«…массовое
введение генерирующих объектов на основе возобновляемых источников
энергии в большинстве случаев нецелесообразно, а имеющееся лоббирование
их постройки является политическим антинаучным влиянием, направленным на
уменьшение энергетической безопасности страны (в том числе и вследствие
усложнения и понижения надёжности системы электроэнергетики), а с
экономической точки зрения внедрение выгодно лишь частным поставщикам
соответствующего оборудования».
Схема «развода на экологию» знакома уже давно.
Киотский протокол - дополнительный документ к Рамочной
конвенции ООН об изменении климата - ещё в прошлом веке обязал сократить или
стабилизировать выбросы парниковых газов. Подписали его почти 200 стран. Однако
показательно, что США так и не ратифицировали протокол, а Канада из него вышла. Стандартная
политика Вашингтона: требовать с других соблюдение условий соглашений, которые
не соблюдаются самими США.
Требовать соблюдение условий соглашений от других стран, которые не соблюдаются самими США, - стандартная схема для Вашингтона.
Россия Киотский протокол ратифицировала и успешно выполнила
обязательства. Глава МИД РФ Сергей Лавров приводил достигнутые показатели:
«Мы
перевыполнили свои обязательства по Киотскому протоколу. Наши выбросы
на 31% ниже показателей 1990 года. Выбросы от энергетического сектора в
России за последние 20 лет снизились на 37%».
Лавров Сергей Викторович
Следует отметить, что выполнение требований Киотского
протокола для России было несложным, а сейчас он потерял актуальность, а его
роль передана Парижскому климатическому соглашению.
(См. статью PolitRussia - «Парижское
соглашение по климату: польза или вред для России?»)
«Сегодня,
когда страна стоит на пороге новой индустриализации, Парижское
соглашение может стать проблемой. Одно мы знаем точно: исполнение
международных соглашений по защите климата вовсе не сделало нашу страну в
глазах мирового сообщества, особенно западного, «зеленой и прекрасной».
Так что на бонус в виде позитивного имиджа на международной арене при
доминировании западных СМИ можно не надеяться».
Это соглашение Россия также не спешит ратифицировать.
Советник президента по климату Александр Бедрицкий нейтрально поясняет:
«РФ не будет искусственно ускорять ратификацию Парижского соглашения».
Пусть пока Минприроды разбирается в теме. Зачем спешить?
Стоит отметить, что позиция США также не определена: кандидат
в президенты от Республиканской партии Дональд Трамп неоднократно заявлял о желании прекратить платежи в климатические фонды и выйти из
соответствующих соглашений.
Нас же, конечно, интересует именно Россия. Неизвестно, будут
ли ратифицированы соглашения и если да — то с какими именно поправками. Но что
определённо радует, так это начало правильной методики отношения к подобным
документам: сначала тщательно изучить проблему, понять «кому выгодно», а уже
потом решать, на каких условиях присоединяться и делать ли это вообще. А не как
это было с ВТО, когда пакет документов даже не был переведён на русский язык. Источник: politrussia.com.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 99
комментариев 1365
Рейтинг поста:
ЗРИ В КОРЕНЬ!