На просторах Евразии чрезвычайно важную роль в обеспечении внешней
торговли играет автомобильный транспорт. Союз международных
автомобильных перевозчиков Республики Казахстан (КазАТО) решает эту
задачу.
Расстояния – не помеха
Несмотря на большие расстояния, автомобильный транспорт успешно
конкурирует с железнодорожным, особенно в перевозках ценных грузов и
грузов с высокой степенью таможенных рисков. В настоящее время
автомобильным транспортом в Казахстан доставляется из стран Евросоюза
70% общего объема импортных грузов. А из Турции в Казахстан
автомобильным транспортом перевозится грузов в 6 раз больше, чем
железнодорожным.
В настоящее время перевозчиками – членами КазАТО из Китая через пять
пунктов перехода осуществляются перевозки в 14 стран Европы и Азии.
Осваивая западное направление транспортного коридора Европа – Кавказ –
Азия (ТРАСЕКА), представляющее собой систему морских и наземных
маршрутов, ими успешно выполняются перевозки грузов из Турции, Украины и
ряда других европейских стран. Ведется постоянный поиск и разработка
новых наиболее экономически выгодных маршрутов перевозок с учетом
меняющейся ситуации на рынке международных автомобильных перевозок.
Международная интеграция
Начиная с 1995 года, Казахстан присоединился к следующим основным
конвенциям и соглашениям ООН в области автомобильного транспорта:
Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением
книжек МДП (Конвенция TIR), Конвенция о договоре международной дорожной
перевозки грузов (Конвенция CMR), Конвенция о дорожном движении,
Конвенция о дорожных знаках и сигналах, Соглашение, касающееся работы
экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные
перевозки (AETR), Соглашение о международных перевозках скоропортящихся
пищевых продуктов и специальных транспортных средствах, предназначенных
для этих перевозок (ATP), Соглашение о международной перевозке опасных
грузов (ADR) и др. На сегодняшний день международные автомобильные
перевозки грузов осуществляются между Казахстаном и 40 странами на
основе двухсторонних соглашений об автомобильном сообщении.
Попадание в TIR
С момента обретения суверенитета перед Казахстаном встала задача
организации отечественных автотранспортных компаний, способных выполнять
международные перевозки грузов. Решение этой задачи взял на себя Союз
международных автомобильных перевозчиков Республики Казахстан,
образованный в декабре 1993 года. В апреле 1995 года КазАТО был принят в
Международный союз автомобильного транспорта (IRU) и с марта 1996 года
КазАТО был допущен к системе «Международные дорожные перевозки» (МДП или
TIR).
И именно Конвенция TIR обеспечивает быстрейшую интеграцию Казахстана в
европейское экономическое пространство. Система TIR является
единственной универсальной системой международного таможенного транзита,
предназначенной для упрощенного проезда через таможенные границы
транзитных государств.
Шесть заповедей
Система TIR предусматривает шесть основных требований.
Надежные транспортные средства или контейнеры. Грузы перевозятся в
надежных транспортных средствах или контейнерах, которые полностью
исключают возможность доступа к перевозимому грузу без видимых следов
взлома или повреждения таможенного обеспечения (пломб или печатей).
Система международной гарантии. Она построена таким образом, что в
любой момент таможенные пошлины и налоги, в отношении которых существует
риск неуплаты в ходе перевозки груза автомобильным транспортом,
покрываются гарантией национального объединения.
Книжка МДП. Это международный таможенный документ, выданный в стране
отправления и признаваемый таможенными органами в странах транзита и
назначения.
Взаимное признание мер таможенного контроля. Меры таможенного
контроля, осуществляемые в стране отправления, должны признаваться
странами транзита и назначения.
Контролируемый доступ к осуществлению перевозки по системе TIR.
Разработан порядок допуска физических и юридических лиц, осуществляющих
международные автомобильные перевозки, к процедуре МДП и пользованию
книжками МДП (приложение 9 часть II Конвенции МДП).
Safe TIR и TIR-EPD. Программы Safe TIR и TIR-EPD созданы для
уменьшения риска недоставки товаров и сокращения числа претензий
таможенных органов при использовании процедуры МДП, а также для
получения таможенными органами предварительной информации по перевозимым
грузам.
Меньше бумаги
Программа Safe TIR является базой данных по всем книжкам МДП, выданным
IRU, и позволяет таможенным органам проверять действительность каждой
книжки МДП перед принятием ее на оформление. А также таможенные органы
передают информацию в программу Safe TIR о частичном или окончательном
прекращении перевозки МДП на территории их государств.
Для ассоциаций, выдающих книжки МДП, IRU и гарантийной цепи МДП Safe
TIR является инструментом для оценки рисков в системе МДП еще до
возврата книжки в ассоциации, позволяя таким образом принимать
незамедлительные меры с целью ограничения потенциальных рисков для
гарантийной цепи и принятия мер для его минимизации.
Таким образом, целью технологии Safe TIR является снижение рисков для
гарантийной цепи МДП посредством оперативной передачи информации,
внесенной в корешок книжки МДП в таможне места назначения по завершению
перевозки МДП.
Предварительное информирование повышает надежность и упрощает
перевозки по системе МДП. Используя TIR-EPD, перевозчики могут бесплатно
передать электронную предварительную информацию в таможенные органы
разных стран до прибытия самого автотранспорта. С TIR-EPD таможенные
органы могут быть уверены, что предварительная информация была
предоставлена авторизованным перевозчиком и что книжка МДП
действительна.
Обе системы – TIR-EPD и Safe TIR – являются базой для полной компьютеризации системы МДП, переход на безбумажные технологии.
Школа специалистов
Одним из основных условий допуска перевозчиков к системе МДП является
их профессиональная компетентность, которая должна подтверждаться
обучением на специальных курсах подготовки менеджеров и водителей,
осуществляющих международные автомобильные перевозки. Для этих целей при
КазАТО в 1998 году создан учебный центр, который был аккредитован
Академией IRU по программе СРС для менеджеров. За истекший период
учебный центр подготовил для транспортных предприятий Казахстана 1166
специалистов по организации международных автомобильных перевозок грузов
с вручением дипломов Академии IRU. Учебный центр также проводит
специальные курсы по подготовке водителей, осуществляющих международные
перевозки грузов по книжкам МДП, в том числе и опасных грузов.
Надежные попутчики
Наряду с контрольными функциями исполнительная дирекция КазАТО
осуществляет меры по защите прав и интересов перевозчиков во всех
государственных структурах и организациях, проводится постоянная работа
по снятию всякого рода физических и административных барьеров,
урегулированию вопросов при необоснованном задержании контролирующими
органами на пунктах пропуска и территориях других стран казахстанских
автотранспортных средств.
Работники исполнительной дирекции оказывают помощь перевозчикам в
оформлении водительских виз, в обеспечении их таможенными, транспортными
и страховыми документами, оказывают услуги по обязательному проведению
технического осмотра автотранспортных средств, обслуживанию и поверке
тахографов.
Журнал для профи
Из года в год более содержательным становится научно-производственный
журнал «Международные автомобильные перевозки Казахстана», учрежденный
КазАТО в 2005 году. Это издание призвано помочь отечественным
перевозчикам в ведении бизнеса, информировать своих читателей об
изменениях в законодательстве, регулирующем транспортную отрасль. В
каждом номере журнала – актуальная информация о перевозках грузов, новые
маршруты, вопросы безопасности, совещания, конференции, награждение
ветеранов и лучших работников транспортных предприятий, рекомендации
специалистов, опыт работы казахстанских и зарубежных автоперевозчиков и
многое другое.
Статья опубликована в журнале «Партнер» ТПП РФ.
Он вышел к XIII форуму межрегионального сотрудничества России и
Казахстана, который прошел в октябре 2016 года в Астане с участием
лидеров двух государств. ТПП-Информ подготовило этот выпуск в тесном
взаимодействии с Торговым представительством РК в РФ. Михаил Грунин Источник: tpp-inform.ru.
Рейтинг публикации:
|