Без излишков: Минфин откроет ящик Пандоры под "бюджетное правило"
Минфин предлагает вернуться с 2020 года к «бюджетному правилу»,
которое по идее должно ограничить влияние колебаний нефтяных цен на
бюджет и экономику. Почему перейти к нему будет достаточно сложно,
разбиралась «Экономика сегодня».
Бюджетное правило на 2020 год
«Бюджетное правило» необходимо для ограничения расходов и
формирования резервов. Как стало известно «Ведомостям», сейчас документ
обсуждается на уровне правительства. Предполагается, что пока будет
работать переходный период, основное же правило заработает с 2020 года.
В его основе будет лежать базовая цена нефти 40 долларов за баррель.
Предельные расходы по правилу определяются следующим образом - базовые
доходы плюс расходы на обслуживание долга. Все, что бюджет получает
сверх этой суммы, направляется в резервы. Если цена нефти находится ниже
заявленного уровня в 40 долларов за баррель, то кубышка открывается и
резервы тратятся.
Доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора РАНХиГС Людмила Пронина в разговоре с нами отмечает, что перейти к новому бюджетному правилу будет крайне сложно:
«Цена на нефть в 40 долларов за баррель заложена и в прогнозе
Минэкономразвития, и в бюджете, по крайней мере на 2017 год, а может и
на трехлетку, хотя корректировки здесь возможны. Формулой Минфина
ограничивается буквально все. И в доходной, и расходной части
устанавливаются практически фиксированные суммы. Больше всего меня
волнует, что правило ограничивает расходы. Это означает, что фактически
не будет ни индексации, ни социальных программ, расходы замораживаются в
сегодняшнем числе.
Проблема дефицита
То, что замораживаются доходы, я не верю. Дефицит в 2017 году будет
расти, с нынешних 3,3% до 3,6%, хотя изначально были планы снизить его
до 3%. Стараясь ограничить дефицит, Минфин все время выкатывает ящик
Пандоры с реформами непопулярного налогового характера. Но по крайней
мере в 2017-2018 году эти предложения не найдут поддержки, за счет чего
дефицит будет расти.
В
принципе механизм правильный, другое дело, что работать он будет очень
слабо, кроме как в пункте заморозки расходов, с доходами будет тяжело.
Экспертами и общественностью инициативы Минфина уже обсуждались.
Предложения по повышению НДС с 18 до 20%, и по введению прогрессивной
ставки НДФЛ не прошли - экспертные круги и научная общественность их не
поддержала. Но их будут снова вытаскивать в дальнейшем.
Именно поэтому мы решили в этом году идти по пути увеличения доходной
части за счет приватизации «Роснефти» и «Башнефти», хотя изначально
таких планов у нас не было. Там идет речь о дополнительных 330 млрд
поступлений. Но при дефиците на 2017 год в 3 трлн этих средств будет
маловато, поэтому горизонтом бюджетного планирования является 2020 год.
Сейчас это правило будет трудно реализовать, никаких излишков ждать не
приходится. Но главное, чтобы резервный фонд не исчерпался хотя бы в
2017 году.
Что касается переходного периода и планов снижения дефицита каждый
год на 1%, то, на мой взгляд, это абсолютно нереальная цифра. Если бы
имелась в виду 0,1%, то еще можно было подумать, но 1 % сегодня
маниловские мечты».
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+