Присоединение к госкорпорации «Ростех»,
по-видимому, лучшее решение для УВЗ, как и в целом культивирование
сверхкрупных оборонно-промышленных корпораций
Вагон не вывезет
Вице-премьер Дмитрий Рогозин написал письмо президенту России
Владимиру Путину, в котором просит передать компанию госкорпорации
«Ростех», пишут «Ведомости». Такая просьба, в частности, обоснована тем,
что УВЗ находится в сложной экономической ситуации, и вице-премьер,
курирующий ВПК, опасается, что компания может сорвать гособоронзаказ.
Сейчас 100% акций «Уралвагонзавода» принадлежат Росимуществу. Президент
поручил Минпромторгу и Минэкономразвития проработать предложения
Рогозина. «”Ростеху” это совсем не надо, но они сказали, что будут
изучать вопрос», поведал газете один чиновник.
УВЗ пал жертвой кризиса отрасли транспортного машиностроения,
рассказывает начальник управления операций на российском фондовом рынке
ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. Лизин вагонов был модной темой в
середине 2000-х, но с тех пор перепроизводство вагонного парка
составило, по некоторым данным, более 8 тыс. единиц, а государство так и
не приняло кардинальных решений по поддержке отрасли. Даже закрытие
нескольких производств не спасло ситуацию. Против вывода из эксплуатации
старых, но годных вагонов возражают перевозчики. За 3 года производство
вагонов в России упало вдвое, и рост цены на них - в среднем на 500
тыс. руб. - не компенсировал убытки. Производство вагонов на УВЗ в 2015
г. упало на 81%. Контракты на поставку внутригородского транспорта также
не позволяют заводу держаться на плаву из-за их небольшого объема.
Хотя кризис даже несколько улучшил положение "Уралвагонзавода" за
счет ухода с рынка конкурентов, например, его доля на рынке цистерн
выросла с 30 до 50%, это также не поправило финансового положения,
продолжает аналитик. В 2015 г. выручка сократилась на 26%, до 54,8 млрд
руб., в то время, как кредиторская задолженность выросла на 28%, до 141
млрд. Чистый убыток растет, в прошлом году он достиг 10 млрд руб.
Общество (Акционерное общество «Научно-производственная корпорация
«Уралвагонзавод» имени Ф.Э. Дзержинского» — ред.) пыталось спасти
положение при помощи допэмиссии на 10 млрд руб, а также выпуска
облигаций. Неудача этого плана поставила предприятие в сложную
финансовую ситуацию.
Без господдержки, уверен Георгий Ващенко, завод сейчас не
выкарабкается. Одной из причин кризиса является и то, что компания не
может оптимизировать расходы, например, сократить персонал, и перевод из
ведения одного министерства в другое эту проблему не решит.
«Ростех» — государственная корпорация с достаточно строгой и сложной
структурой, которая, к тому же закреплена на законодательном уровне,
отмечает, в свою очередь, аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов,
поэтому присоединение такого без преувеличения крупного актива потребует
пересмотра этой структуры. Опять же «Ростех» на сегодняшний день
приносит государству существенную прибыль, только в 2015 году
консолидированная выручка составила 1,14 трлн рублей, УВЗ же наоборот
«славен» колоссальным долговым бременем (чистый долг 276 млрд при
выручке 43,1 млрд) и достаточно низкими финансовыми показателями,
поэтому перекладывание долгов «Уралвагонзавода» на «Ростех» вряд ли
будет воспринято последним с большим энтузиазмом, поскольку, повторюсь,
УВЗ слишком огромен для того, чтобы его присоединение прошло без
финансовых потерь, говорит аналитик.
Оборонзаказ диктует свою логику
Главной причиной желания правительства включить «Уралвагонзавод» в
структуру «Ростеха» является желание снизить риски выполнения оборонного
заказа в связи с ростом долгового бремени компании, поскольку УВЗ
играет ключевую роль в обновлении парка военной техники, производя в том
числе танки Т-90, «Армата», БМП Т-15, самоходки «Мста-С»... При этом,
говорит Алексей Антонов, на сегодняшний день, несмотря на то что
«Уралвагонзавод» по сути является флагманом производства военной
бронированной техники, это никоим образом не ведет к улучшению его
финансовых показателей, более того, имеются существенные риски
банкротства в связи с уже имеющимися исками кредиторов, включая
Альфа-Банк.
Дело в том, что в отличие от экспорта, поставка продукции по
оборонным заказам не позволяет предприятиям получать сверхприбыли,
маржинальность при этом редко превышает 5%. Проще говоря, сейчас самая
масштабная в истории современной России программа по обновлению
технического оснащения армии находится под угрозой срыва из-за долгов
УВЗ. Самым очевидным решением было бы урегулирование требований
кредиторов за счет госбюджета, поскольку «Уралвагонзавод» остается 100%
государственной компанией, однако эти средства еще нужно найти, что в
условиях дефицита бюджета не так просто.
У «Ростеха» деньги есть, но их сложно назвать лишними, более того,
стоит учесть, что производство военной техники — это далеко не все, чем
занимается УВЗ, поскольку в «мирное время» его специализация — это все
же производство подвижного состава для железных дорог. Нужен ли
«Ростеху» в структуре актив, специализирующийся на производстве вагонов?
По мнению аналитика «Алор Брокер», нет. Логичным решением в такой
ситуации было бы дробление активов УВЗ и включение в состав Ростеха
только тех предприятий, которые специализируются на производстве военной
техники, и так бы и было, если бы речь шла о частных компаниях, но в
реальности это не так. Дробление УВЗ совершенно точно приведет к тому,
что активы, неинтересные «Ростеху» в скором времени либо обанкротятся,
либо потребуют еще больших финансовых вливаний со стороны государства.
Так что, заключает Алексей Антонов, присоединение УВЗ к «Ростеху»,
несмотря на все возможные противоречия, все же можно считать вопросом
решенным. Будет ли «Уралвагонзавод» работать эффективнее с точки зрения
финансовых показателей? Не факт, но оборонные заказы будет исполнять
исправно, а это, с точки зрения государства, главное.
«Ростех»-стратег
Следует отметить, что принадлежность предприятия «Росимуществу»
лишает его важного преимущества, которые есть у авиационных предприятий,
объединенных в ОАК, и у западных оборонных корпораций: наличия крупной
структуры и факта принадлежности к ней. Иначе это можно сформулировать
как наличие стратегического инвестора, «стратега». Так, основной танк
американской армии M1 Abrams выпускает предприятие Lima Army Tank Plant,
входящее в гиганта General Dynamics Corp. Ее продукция это и корабли с
подводными лодками, и танки с бронетранспортерами, а также
информационные системы и аэрокосмическая продукция.
Так что, хотя ситуация и заставляет поностальгировать по советским
оборонным министерствам, не все так плохо и сейчас. Тем более что
капиталистическая организация военной экономики, будучи реализована в
полной мере, действительно эффективнее. И чтобы сделать ВПК локомотивом
промышленности, о чем несколько лет назад говорил Владимир Путин,
следует культивировать свои сверхкрупные многопрофильные корпорации.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 28
Рейтинг поста: