Правительство Белоруссии резко — сразу в полтора раза —
подняло тарифы на транзит российской нефти через белорусскую территорию к
европейским потребителям. Это ставит снабжение европейцев нефтью на
грань рентабельности. Решение об увеличении тарифов появилось сразу
после двух событий: заявления российского вице-премьера Аркадия
Дворковича о том, что цена на газ для Белоруссии снижаться не будет, и
возвращения Александра Лукашенко из Пекина с договорённостями о новых
финансовых вливаниях Китая в Белоруссию. При этом представитель
«Транснефти» Игорь Демин заявил, что компания не получила уведомления об
изменении тарифов, и сообщил о намерении обратиться в ФАС России.
Прогноз развития ситуации — в материале RT.
Журналисты
давно заметили: белорусские власти очень любят сообщать громкие новости
либо в пятницу вечером, либо в субботу. Так произошло и на этот раз: в
субботу, 1 октября, было предано огласке постановление Министерства
антимонопольного регулирования и торговли, по которому тарифы на транзит
нефти по магистральным трубопроводам через территорию Белоруссии
вырастут на 50%. В последний раз расценки на эти услуги повышались 1
февраля 2016 года и в намного меньшем масштабе.
Речь идёт о
транспортировке нефти из России в страны Европы по отрезкам
магистрального трубопровода «Дружба», которые принадлежат белорусским
предприятиям ОАО «Гомельтранснефть Дружба» и «Полоцктранснефть Дружба».
Тариф по маршруту Унеча (Высокое) — Адамова Застава вырастет с 267,32 до
400,98 российского рубля за тонну (без учёта НДС). По маршруту Унеча
(Высокое) — Броды — со 114,82 до 172,23 российского рубля. Тариф по
маршруту Невель (Великие Луки) — Полоцк — Высокое увеличится с 32,31 до
48,47 российского рубля (по этому маршруту приводится тариф на приём и
дальнейшую транспортировку нефти в Германию, Чехию, Словакию, Польшу,
Венгрию и на Украину).
Днём в субботу в СМИ появился
комментарий вице-премьера РФ Аркадия Дворковича о белорусско-российских
переговорах по цене на газ. По словам Дворковича, в начале следующей
недели Россия и Белоруссия возобновят дискуссию, однако речь о скидке
для Минска не идёт. А днём ранее министр энергетики России Александр
Новак заявил, что долг Белоруссии за российский газ приблизился к $300
млн.
Слова российского вице-премьера фактически опровергают
многочисленные заявления белорусского руководства о том, что «вопрос с
Россией по газу почти решён», включая и звучавшие лично из уст
Александра Лукашенко.
Показательно, что само постановление о
повышении цен на транзит российской нефти было подписано 28 сентября — в
день, когда Лукашенко отправлялся в Китай за новыми кредитами и
инвестициями. Но держалось в секрете до 1 октября, то есть до
возвращения президента Белоруссии домой. И опубликовано оно одновременно
с заявлением Дворковича о безуспешности (для Белоруссии) переговоров по
газу. Поверить в такие совпадения трудно.
«Александр Лукашенко
вернулся из Пекина очень приободрённым, с ворохом подписанных договоров о
китайских кредитах и инвестициях. И от китайских товарищей он услышал
массу обещаний поддержать в трудную минуту, которым почему-то поверил, —
сказала RT белорусский политик, глава гражданской кампании «Наш Дом»
Ольга Карач. — Лукашенко бьёт по больному: резкий рост тарифа на транзит
российской нефти через Беларусь напрямую скажется на её
конкурентоспособности на европейских рынках. А там и без того всё
невесело: например, Польша недавно приняла решение полностью заменить
российскую нефть на более дешёвую иранскую. Даже нефтеперерабатывающие
предприятия Польши уже перенастроены на нефть из Ирана. В такой ситуации
российские нефтяники могли бы попытаться демпинговать, но Лукашенко их
такой возможности лишает. Однако Александр Григорьевич и сам крупно
рискует: ведь энергообеспечение Беларуси на 80% зависит от российского
газа».
«Нефтегазовые» разногласия между Белоруссией и Россией
возникли весной 2016 года. Сейчас цена на газ для Белоруссии составляет
$132 за 1000 кубометров. В Минске, однако, считают справедливой цену на
поставляемый в Беларусь российский газ в размере $73 за 1000 кубометров.
Власти мотивируют это двумя вещами — общемировым падением цен на
энергоносители и достигнутыми ранее политическими договорённостями о
том, что российские и белорусские потребители (прежде всего
промышленные) должны получать газ по одной и той же цене. В противном
случае они оказываются в неравных конкурентных условиях, что
противоречит духу Союзного государства России и Белоруссии.
Словом,
с весны Минск стал платить за газ столько, сколько считает нужным. В
свою очередь, «Газпром» начал насчитывать долг и жаловаться в Минэнерго.
Переговоры ни к чему не приводили, и Аркадий Дворкович заявил, что
Россия из-за недоплаты за поставки газа приняла решение о сокращении
поставок нефти в Белоруссию. В третьем квартале поставки ощутимо
сократились; из России поступило 3,5 млн. тонн нефти (против 5,8 млн.
тонн в первом квартале и 5,7 млн. тонн во втором).
Это решение
оказалось очень болезненным для Минска, так как средства от переработки
беспошлинной российской нефти составляют существенную часть бюджетных
поступлений. В белорусском правительстве заявили, что с такой позицией
не согласны, и предложили не увязывать газовые вопросы с объёмами
поставок нефти. А президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что
снижение поставок Россией нефти в Белоруссию он расценивает как давление
на его страну.
Теперь обсуждаются три варианта условий поставок
газа в Белоруссию. Первый — вариант равнодоходных цен, второй — привязка
к внутрироссийским ценам с рядом условий. Третий вариант предполагает
определённые субсидии. Правда, такие переговоры могут тянуться до
бесконечности, если не будет принято политическое решение на уровне
президентов.
«Конечно, в Минске были бы рады компенсировать
разницу между действующей и желаемой ценой на газ повышением для России
тарифа на транзит этого самого газа, — говорит RT белорусский
экономический аналитик Вадим Петрищенко. — Но поступить так с газом уже
невозможно, поскольку белорусское госпредприятие «Белтрансгаз» ранее
было продано белорусскими властями российскому «Газпрому» и стало
называться «Газпром Трансгаз Беларусь». Тарифы на транзит оно
устанавливает само, однако исправно платит налоги в белорусский бюджет.
Так что решили надавить на транзит нефти».
Постановление о росте
тарифов на транзит российской нефти через Белоруссию вступает в силу
через 10 дней после официального опубликования. То есть у сторон
конфликта остаётся примерно неделя, чтобы решить, получит ли Белоруссия
скидку на поставляемый природный газ. К тому же статус этого
постановления — решение одного из министерств — достаточно невысок, что
позволит в случае чего президенту легко его отменить без какого-либо
ущерба для собственной репутации.
Заметим, что политическое
решение, похоже, придётся принимать. Ещё 23 сентября премьер-министр
Белоруссии Андрей Кобяков сообщил журналистам, что в июле-августе на
белорусской экономике сказался неожиданный фактор — ограничение
российской стороной поставок нефти. «1,6 млн. тонн мы недополучили в
третьем квартале. Как по цепочке, сократились объёмы промышленного
производства и объёмы прежде всего оптовой торговли. Это уменьшило наш
ВВП на 0,3%», — пояснил Кобяков.
«Снижение поставок нефти приводит
к сокращению объёмов производства и экспорта белорусских
нефтепродуктов, что, соответственно, отрицательно сказывается на объёме
промышленного производства и динамике ВВП. С другой стороны, сокращение
поставок нефти — это ещё и снижение поступлений в белорусский бюджет,
куда зачисляются вывозные пошлины на нефтепродукты», — отметил в
комментарии информационной компании «БелаПАН» директор
Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.
До конца 2014 года
Белоруссия перечисляла в бюджет России экспортную пошлину при продаже
за пределы Таможенного союза нефтепродуктов, изготовленных из
беспошлинной российской нефти. С 2015-го вся пошлина пополняет бюджет
Белоруссии, при этом нефть на белорусские НПЗ поступает из России по
внутрироссийским ценам (без пошлин на экспорт нефти), а они значительно
ниже мировых. Это и стало одним из основных факторов относительной
сбалансированности белорусского бюджета. Теперь же российские
ограничения на поставки нефти эту идиллию разрушают.
Денис Лавникевич, Минск