Прибалтика потеряет более €1 млрд из-за отказа России от портов Латвии, Эстонии и Литвы
Прибалтика может потерять более €1 млрд постоянной прибыли: Россия
намерена полностью прекратить экспорт нефтепродуктов через Литву, Латвию
и Эстонию с 2018 года, переориентировавшись на собственные порты. В
связи с этим в пятницу, 30 сентября, на заседании парламента Латвии
представители партии «Латвийское объединение регионов» инициировали
обсуждение о том, как минимизировать убытки портов.
Напомним, президент «Транснефти» Николай Токарев 20 сентября на
встрече с Владимиром Путиным заявил, что РФ начнёт экспортировать
нефтепродукты через российские города, в том числе Усть-Луга, Приморск и
Новороссийск.
Первой от этого нововведения пострадает Латвия: порты в Вентспилсе и в
Риге традиционно участвовали в экспорте российской нефти. В
пресс-службе Рижского порта сообщили, что в будущем ему придётся
переориентироваться на рынок Азии, в частности Китая.
«В краткосрочной перспективе (период 1-2 месяца. — RT)
ущерб, по предварительным подсчётам, может составить от €40,6 млн до
€57,2 млн», — сказали в ведомстве. Отметим, что в Прибалтике
располагается шесть крупных портов. Только за год один порт может
потерять €300 млн — в общей сложности более €1 млрд.
По информации пресс-службы порта Риги, с начала 2016 года через
него было переправлено около 10,1 млн тонн нефтепродуктов, — только
российская нефть составила 6,5 млн тонн. При этом с 2010 года постепенно
падал грузооборот через другие порты, в том числе эстонский.
Согласно официальному отчёту эстонского порта (есть в распоряжении
RT), объём транзита нефти и нефтепродуктов в 2015 году уменьшился на 5,8
млн тонн из-за постепенного отказа России использовать порты
Прибалтики. В результате Эстония потеряла более €9,5 млн.
Руководство порта отказалось комментировать убытки, которые потерпит
организация в будущем, объяснив это тем, что подобная информация
является коммерческой тайной.
В Литве таких потерь не предвидится по одной причине: сокращение
экспорта российской нефти через порт в Клайпеде и Бутинге произошло ещё
год назад. В соответствии с отчётом порта за 2016 год (есть в
распоряжении RT) «годовой оборот с Российской Федерацией в первом
полугодии составил менее 5%».
По словам экономического аналитика из Латвии Александра Бутшковски, ситуация обострилась по политическим причинам.
«Взаимные экономические санкции ЕС и России сначала не оказывали
существенного влияния на работу транзитных портов Литвы, Латвии и
Эстонии. Однако решение России к 2018 году прекратить экспорт
нефтепродуктов через порты стран Балтии может оказаться началом нового
этапа взаимоотношений с этими странами. Безусловно, свою роль сыграла
антироссийская позиция прибалтийских государств. Они первыми одобряют
экономические санкции против России и требуют их расширения. В тоже
время значительная часть доходов этих стран до последнего времени
поступала от транзита нефти и грузов из России, — заявляет он. — Как
будут развиваться события, предсказать трудно. Однако если произойдёт
полная блокировка транзита со стороны России через порты Латвии, Литвы и
Эстонии, то страны Балтии останутся не только с многомиллионными
убытками, но и с потерей рабочих мест, а как следствие — огромной
безработицей, это будет катастрофа».
Мария Бухарова Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|