«У нас нет моря. Но есть много других интересных для российских
туристов вещей», — мэр маленького, в 35 тыс. жителей муниципалитета
Наусса в окрестностях Салоников Николаус Куцоянис
выглядит печальным, но, тем не менее, решительным. Сейчас в Науссе
практически нет туристов (хотя здесь расположены развалины школы
Аристотеля), да и разместить приезжих дольше, чем на три дня, городок не
в состоянии. Но зато тут 22 маленьких винодельни и уникальный местный
сорт винограда, из которого варят специфический напиток — чипуро
(ципуро). Поэтому Наусса рассчитывает уже в будущем году заполучить
поток туристов, предложив им альтернативные формы путешествий — винные и
гастрономические туры, посещение лечебных источников и археологических
памятников. Ставку при этом муниципалитет делает в значительной степени
на российских граждан (а также на жителей Балкан и Турции).
Вообще, несмотря на явно увеличившуюся популярность греческих
курортов у россиян, в этом году резкого роста числа наших туристов в
Греции пока не случилось. Вула Патулиду, заместитель
губернатора Салоников, отвечающая за туризм, даже публично извинилась за
то, что греческое консульство не смогло выдать визы всем желающим
(напомним, в апреле этого года перед консульством и визовым центром
образовались многочасовые очереди — греки не справлялись с резко
возросшим потоком россиян, желающих посетить их курорты). Статистику по
этому сезону и свои прогнозы власти страны стараются не раскрывать (есть
цифры лишь на 2014 год: тогда русских туристов было 5,7%) , но в
частных беседах говорят, что сезон прошел не так хорошо, как хотелось
бы. Основные посетители греческих курортов — немцы, англичане и болгары,
но ждать резкого притока туристов из этих стран, пожалуй, не стоит.
Дополнительные проблемы в этом году принесли турки — их в Греции почти
столько же, сколько и русских туристов, но из-за летних событий в
Турции отдыхающих из этой страны стало меньше.
Выгоды дешевого рубля
Греция ждет не только русских туристов, но и русских инвесторов. На
международной выставке HELEXPO, завершившейся на днях в Салониках,
Россия стала почетным гостем. «Российский рынок очень интересен для
греческих предпринимателей. А греческий рынок может быть привлекательным
для российских предпринимателей — как мост в Европу», — сказал
журналистам президент TIF-HELEXPO Тасос Цикас. Правда,
до реальных контрактов еще далеко — на HELEXPO-2016 таковых заключено
не было — но представители греческих органов власти и бизнеса провели
переговоры с «Газпромом», «Ростехом» и РЖД . «Греция и Россия могли бы
также сотрудничать в сферах энергетики, в том числе возобновляемой, и
технологий»,— предположил г-н Цикас.
Компании среднего размера и регионы строят сотрудничество с Грецией
по-своему. Ставропольский край привез на HELEXPO макароны, минеральную
воду и лимонад. Ставропольцы утверждают, что из-за сильно подешевевшего
рубля у них теперь много греческих туристов, особенно развивается
медицинский туризм. Новосибирская область привезла несколько компаний из
сферы биотехнологий — так, кольцовский Научный центр вирусологии и
биотехнологии «Вектор» представил свои разработки для сельского
хозяйства. Производитель оптических и лазерных систем и медтехники
«Швабе» продемонстрировала на HELEXPO инкубатор для интенсивной терапии
новорожденных. По словам представителей «Швабе», греки активно
интересуются российскими поставщиками из-за выгодных цен на сами
инкубаторы и на постпродажный сервис.
Отели вместо заводов
«Ничего страшного не происходит. Несмотря на кризис, люди стараются жить дальше», — говорит Нестор Тировузис,
пресс-атташе греческого посольства в России. Действительно, в крупных
греческих городах жизнь по-прежнему кипит (хотя многие жители переводят
свои дома и квартиры на отопление дровами и пеллетами — мазут слишком
дорог),— но в греческой провинции кризис чувствуется в полной мере.
Самое неприятное для греков то, что их экономика получает удар за
ударом на протяжении последней четверти века. История той же Науссы
типична для Греции: довольно долго Наусса была крупным центром
текстильной промышленности. Но потом большинство заводов устарело —
новые заводы теперь открывались в странах с более дешевым трудом. Если в
1990-х на фабриках Науссы работало 5 000 человек, то теперь здесь
осталась лишь одна фабрика с двумя сотнями сотрудников. «Пришлось искать
альтернативные пути поддержки экономической активности в регионе. Самые
легкие — сельское хозяйство и туризм», — рассказывает г-н Куцоянис.
И дела вроде бы пошли на лад: на выходные сюда приезжали греки из
города, а персики и яблоки, которые стала выращивать Наусса, отлично шли
на экспорт — в основном в Россию. Но после кризиса 2008 года местный
туризм сжался, а после введения Россией эмбарго на европейскую
сельхозпродукцию начались проблемы в сельском хозяйстве. «В Греции очень
сложная экономическая ситуация,— констатирует Куцоянис. — Мэром такого
региона быть непросто. Нам нужны изменения, развитие, нам нужно найти
свое место в современном мире».
Дело осложняется тем, что греческие регионы в принципе стимулов к
развитию не имеют — все налоги, которые платят предприятия, в том числе
в туристической и торговой сфере, идут прямиком в государственную
казну, не отражаясь на благосостоянии регионов. «Наша главная мотивация —
предложить нашим гражданам будущее, чтобы они оставались здесь»,—
говорит мэр Науссы. Здесь, как и во всей Греции, 25% безработных (и 38% в
категории 18-30 лет).
В июне 2016 года Греция упростила условия для инвесторов в туризм и
ряд других отраслей — теперь им обеспечены налоговые льготы, участие в
госпрограммах и другие преференции. В основном греки надеются таким
образом привлечь иностранных инвесторов — тех, кто простроит тут отели и
другие объекты.
Проблемы Греции не в слишком большом долге, как принято считать, а в
сжимающейся экономике. По отношению к ВВП совокупный долг Греции все
время растет и составляет уже 180% ВВП, и это именно «благодаря»
сжимающемуся знаменателю: по данным греческой статистики, ВВП страны в
2015 году составил 176 млрд евро, тогда как еще в 2009 он был 237 млрд
евро. Инвестиции частного сектора за этот же период снизились в
абсолютном выражении втрое, население стало тратить на покупки на 25%
меньше. У страны отрицательная чистая инвестиционная позиция в 126 млрд
евро (разница между внешними финансовыми активами и обязательствами) и
уже четыре года дефляция. Туризм сегодня — практически единственная
растущая отрасль Греции. Вклад туристической отрасли в ВВП Греции около
17%, и есть прогноз, что к 2025 году эта доля вырастет до 20% (вклад
сельскохозяйственного сектора всего около 4%). Неудивительно, что туризм
для греков сегодня — единственная возможность остановить падение
экономики.