Туркмения
обсуждает поставки газа в Европу. Как утверждает азербайджанское
информационное агентство Trend, возможности транспортировки "голубого
топлива" в страны ЕС сейчас обговариваются с Азербайджаном, Турцией,
Грузией и Еврокомиссией. Речь идет о поставках в 10−30 млрд. кубометров
в год. Любопытно, что подхваченную СМИ информацию невозможно найти
на сайте "Нефтегазового комплекса" Туркмении, на который ссылается
Trend. Более того, последняя новость, связанная с поставками газа
в Европу, опубликована на туркменском портале в середине лета
со ссылкой на азербайджанское информагентство. В ней говорится о том,
что до конца года в Туркмении планируется провести саммит глав
Туркменистана, Азербайджана и Турции, на котором обсудят перспективы
строительства газопровода из Туркмении в Европу. Напомним, что Баку
активно уговаривает Ашхабад на этот проект для того, чтобы расширить
"Южный газовый коридор", по которому с 2019 года смогут ежегодно
поставлять в Европу всего лишь 10 млрд. кубометров газа. Газопровод
станет альтернативой российским трубопроводным поставкам в Европу и его
активно поддерживает Евросоюз.
Впрочем, пока речь идет лишь
о подписании рамочного соглашения о поставках природного газа в Европу
из Туркмении. А президент страны Гурбангулы Бердымухамедов, как
сообщает в одной из последних своих новостей "Нефтегазовый комплекс",
заявил, что приоритетными газотранспортными проектами для страны
являются вторая нитка газопровода в Иран и строительство газовой
магистрали Туркмения-Афганистан-Пакистан-Индия. Ее возведение сейчас
активно идет по территории страны.
Поэтому, похоже, педалирует
в информационном пространстве идеи поставки туркменского газа в Европу
Азербайджан, объемы газа которого из Каспия не смогут составить
конкуренцию российскому "голубому топливу", однако другие добывающие
страны пока не спешат присоединяться к проекту.
"Туркмения
вряд ли отказалась от идеи поставок газа в Европу. Однако есть факторы,
которые препятствуют этому. И они только усилились, — считает ведущий
аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ)
и преподаватель Финансового институт при правительстве РФ Игорь Юшков.
— С одной стороны, неурегулированный статус Каспия дает возможность
Ирану и России блокировать строительство морского газопровода
в Азербайджан, как бы его не называли — межпромысловый или как-то иначе.
Более того, Иран вышел из-под санкций и не скрывает своего
собственного желания поставлять газ в Европу. Этим Тегеран делает
строительство морского газопровода из Туркмении в Азербайджан еще менее
реальным. Иран однажды уже показал, на что он готов, когда отстаивает
свои интересы. Во время попытки исследования будущей трассы газопровода
в Каспийском море Тегеран прислал корабль в район работ и тот произвел
выстрел в сторону исследовательских судов, после чего проект
остановился".
Еще один вариант — сухопутные поставки газа
в Европу, однако, как говорит эксперт, он предполагает транзит
по территории Ирана и, соответственно, Тегеран не позволит его
осуществить. "Сейчас из-за неразвитой газотранспортной инфраструктуры
страны Иран сам импортирует газ из Туркмении", — рассказывает Игорь
Юшков. В прошлом году частные турецкие компании договорились
о поставках 2 млрд. кубометров туркменского газа через Иран, но там
речь идет о свопе — Ашхабад поставляет "голубое топливо" в Иран, а тот
взамен — свой газ в Турцию.
Вторым фактором, который, по мнению
эксперта, может препятствовать экспорту газа из Туркмении в Европу,
является экономика проекта.
"В России все экспортные
тысячекилометровые газопроводы прямо с месторождений строили еще
во времена СССР. Тогда денег не считали. Сейчас же из-за большого
„транспортного плеча" строительство Транскаспийского газопровода может
оказаться слишком дорогим и невыгодным проектом, — говорит ведущий
аналитик ФНЭБ. — Еще одно „но" — газ с действующих месторождений уже
законтрактован и под поставки „голубого топлива" в ЕС необходимо
осваивать новые. Насколько это выгодно Туркмении, сложно сказать, так
как страна очень закрытая. Но нынешние цены на газ не сулят
рентабельности".
Чем сейчас может быть интересна идея обсуждения
поставок газа в Европу для Туркмении, так это возможностью влиять
на уже существующих и потенциальных клиентов в Азии.
"Ашхабад
сможет увереннее себя чувствовать на переговорах о цене на туркменский
газ с Китаем, который является его крупнейшим потребителем, —
предполагает Игорь Юшков. — Кроме того, это может быть сигналом Индии,
совместно с которой осуществляется проект ТАПИ (газопровод
Туркмения-Афганистан-Пакистан-Индия — прим. ред.). Да, в его
осуществлении сейчас есть большие риски из-за обострения ситуации
в Афганистане. Однако есть и другой фактор, затрагивающий интересы
Ашхабада. Индия не хочет подписывать долгосрочных контрактов
на поставку газа, так как уже обожглась с Катаром: контракт подписали,
а после этого рухнули цены на газ и его поставки оказались дорогими.
Поэтому тема транспортировки газа в Европу может быть хорошей
возможностью для Туркмении показать, что конкуренция за ее газ
существует, и для Индии вариант долгосрочного контракта будет выгодным".
Реальные же
перспективы поставок туркменского газа в Европу, очевидно, будут
во многом зависеть от результатов борьбы за влияние в регионе между
Ираном и Россией, с одной стороны, и США и ЕС, с другой. В сентябре
на сайте The Heritage Foundation вышла статья директора Центра Дугласа
и Сары Эллисон по внешней политике, сотрудника Института национальной
безопасности и внешней политики США Люка Коффи. В ней эксперт четко
указывает на то, что споры о правовом статусе Каспийского моря прямо
влияют на экономические интересы США, а запасы нефти и газа региона
способны надежно обеспечить энергетические потребности Европы. Поэтому,
делает вывод Люк Коффи, разграничение Каспия должно пройти
с соблюдением интересов американцев и европейцев и США должны
обеспечить политическую поддержку Транскаспийскому газопроводу.