К началу осени продажи грузовики в России совершили рывок: согласно
данным компании «Автостат», по итогам августа в стране было продано 4,7
тыс. новых грузовых машин (полной массой более 3,5 тонны), что на 21%
больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Таким образом,
продажи грузового транспорта в РФ растут уже пятый месяц подряд: в июле
рынок увеличился почти на 8%, в июне на 2%, в мае и апреле – на 8% и 14%
соответственно. Участники рынка делают осторожные предположения о том,
что, похоже, рынок грузовиков начинает возрождаться после драматичного
падения. Ведь нынешний кризис особенно больно ударил по коммерческой
технике – только за прошлый год продажи рухнули более, чем на 40%
Ключевой
фактор, подталкивающий рынок вверх, заключается в том, что
пользователям коммерческой техники рано или поздно надо обновлять свой
автопарк, который является инструментом ведения бизнеса. Иначе бизнес
рискует встать. «Рост продаж новых грузовиков связан с нехваткой
техники. Грузооборот держится на достаточно высоком уровне, перевозчики
повысили тарифы, и сейчас находят средства для обновления автопарка, так
как нужно продолжать работать», - указывает Дмитрий Иевлев, генеральный
директор транспортного парка логистической компании «ПЭК».
Лидирующие
позиции возрождающегося рынка грузовиков по прежнему держат российские
производители. По итогам августа лидирует КАМАЗ (1,7 тыс. шт., прирост
34%), далее идет ГАЗ (678 шт., прирост 49%), завод «Урал», который,
продав 210 машин в августе, тем самым нарастил их на 8%. В сумме
названные российские компании контролируют 56% рынка.
Среди
самых популярных моделей на первую строчку вырвался грузовик ГАЗ «Газон
Next», который с продажами в 459 машин в прошлом месяце
продемонстрировал прирост аж в 104%. «Спрос на этот автомобиль можно
объяснить его конкурентоспособностью по цене в сегменте коммерческого
транспорта в сравнении с импортными брендами, а также хорошей
ремонтопригодностью в любом автосервисе», -- объясняет Александр
Дьяконов, директор по по транспорту логистической компании FM Logistic.
В
пользу российских производителей говорит и то, что на их продукцию все
больше внимания обращают лизинговые компании. «На протяжении последних
лет лизинговые организации предлагают выгодные условия по приобретению
автомобилей именно российского производства, в том числе "Камаз" и ГАЗ,
цена на которые значительно отличается от зарубежных аналогов. В связи с
этим крупные логистические операторы делают свой выбор в пользу
наилучшей цены, тем самым стараясь снизить себестоимость транспортных
перевозок для клиента», - говорит Дейв Эванс, генеральный директор Polar
Logistics Russia.
Аналитики и игроки рынка говорят о том, что
вполне вероятно, в ближайшие месяцы продажи грузовиков продолжат свой
рост. Однако есть и скептические прогнозы. «Развитию рынка новых
грузовиков препятствует кризис в экономике, логистические тарифы давно
уже не растут, транспортные компании балансируют на грани выживания.
Покупают и меняют автопарк в основном структуры, обслуживающие
государственный заказ, муниципалитеты, -- считает Олег Коробкин,
директор по операциям DPD в России. - Да, в условиях роста цен (на
перевозки - ред.) российские производители грузовиков получили
возможность улучшить сбыт, но это ненадолго, поскольку большинство
компаний в отрасли заморозили все инвестиционные программы на этот год и
могут и дальше откладывать обновление парка».