Украинская ГТС подходит к критической степени износа
Украине пришлось остановить импорт газа из Польши из-за аварии на
газопроводе во Львовской области. Авария произошла спустя всего полтора
месяца после планового ремонта – что стало очередным признаком того, в
сколь плохом состоянии находится украинская газотранспортная система
(ГТС). Участившиеся аварии украинской трубы на руку Газпрому, и особенно
проекту «Северный поток – 2».
Украина
приостановила импорт природного газа со стороны Польши из-за аварии на
магистральном газопроводе (МГП) Комарно – Дроздовичи, сообщила
пресс-служба Укртрансгаза, оператора украинской газотранспортной
системы.
«Износ газотранспортной системы Украины
настолько критический, что мы имеем дело с участившимися авариями. И
дальше они будут случаться все чаще и чаще» На участке МГП во
Львовской области в пятницу рано утром произошла разгерметизация
трубы диаметром 800 мм. Жертв и пострадавших нет.
В Укртрансгазе
успокаивают, что не произошло ничего страшного, авария не повлияла на
снабжение украинских потребителей и транзит газа в Европу. Реверс газа с
польского направления может быть перенаправлен на другие газовые
коридоры, если появятся заявки от трейдеров.
«По словацкому
коридору и по венгерскому коридору есть свободные мощности, которые
позволяют, при наличии заявки от трейдеров, перекрыть объемы поставок
газа, которые временно прекращены по польскому маршруту», – заявили в
пресс-службе Укртрансгаза, передает «Прайм». В компании обещают в течение трех суток ликвидировать аварию и возобновить реверс газа из Польши.
Однако
сейчас Киеву важен каждый миллион кубометров газа, и любой маршрут
имеет значение. Потому что нынешние темпы закачки газа в подземные
хранилища худшие за последние два года, что признают сами украинские
энергетики. В ПХГ закачано всего 13 млрд кубов, а украинский кабмин
недавно поставил цель довести объемы до 17 млрд. Задача более чем
здравая, так как с меньшими объемами в ПХГ проходить зиму слишком рискованно.
Вот только ставить такую цель надо было еще весной, а не в начале
сентября. Теперь Нафтогаз должен в спешке закачивать максимальные
объемы, и такие аварии совсем некстати.
Но самое опасное в данной
ситуации, что никто не гарантирует, что подобная или даже более
масштабная авария не случится на другом участке и на другом маршруте. И
еще более опасно, если это произойдет зимой.
«Три дня остановки
поставок из Польши – это пока не критично. Но если зимой будет повторная
проблема, тогда ситуация усугубится. В случае поломок резко снижается
надежность поставок газа в ЕС», – говорит газете ВЗГЛЯД доцент высшей
школы РАНХиГС, старший научный сотрудник сектора энергетической политики
ИЭ РАН Иван Капитонов. «Ситуация с закачкой газа печальная. Из 17 млрд кубов надо 10 млрд кубов
вычесть, так как это необходимый уровень в хранилище, который Украина
трогать не будет, чтобы была возможность прокачивать газ в ЕС (речь о
техническом газе, который нельзя поднимать из ПХГ – прим. ВЗГЛЯД).
Поэтому дела зимой будут обстоять неважно. Населению придется прибегнуть
к использованию альтернативного топлива для обогрева своих домов», –
говорит Капитонов.
Только в июне 2016 года Укртрансгаз с гордостью
сообщал, что число отказов на магистральных газопроводах Украины в 2015
году уменьшилось на 21%. Причем там уверяли, что причиной подавляющего
большинства отказов в прошлом году было преднамеренное повреждение
трубопроводов. Однако аварии продолжают происходить, что неудивительно,
учитывая изношенность украинской ГТС и систематическое
недоинвестирование в ее модернизацию и ремонт. Это подтверждает и тот
факт, что буквально недавно – в июле этого года – на магистральном
газопроводе Комарно – Дроздовичи во Львовской области
прошел планово-предупредительный ремонт. Сообщалось, что были
ликвидированы дефекты и заменены отдельные участки трубопровода. Всего
было отремонтировано 3,4 км. Однако всего спустя чуть более месяц на
этом МГП все же происходит авария. Вероятно, что-то пропустили либо
плохо сделали плановый ремонт. «Это значит, что они не могут полноценно
обслуживать ГТС», – согласен Капитонов.
«Износ газотранспортной
системы Украины настолько критический, что мы имеем дело с участившимися
авариями. И дальше они будут случаться все чаще и чаще. Уже давно
созрела необходимость замены большей части оборудования, на что
требуются средства», – говорит Иван Капитонов. Последние подсчеты,
которые официально проводила Украина, датируются 2010 годом. Тогда на
полноценное восстановление работоспособности ГТС требовалось 6 млрд
долларов. Но, конечно, тогда средств не нашлось, и сейчас их нет тем
более.
«На данный момент требуется уже порядка 9 млрд долларов,
чтобы все это запустить и система начала функционировать полноценно. Это
сопоставимо со стоимостью строительства «Северного потока – 2».
Максимальная цена с учетом всех финансовых ресурсов – 9,8 млрд евро. Для
европейских коллег перспективней и дешевле сделать новую трубу, которая
позволит отказаться от издержек по транспортировке из транзитных стран,
чем поддерживать устаревшую газотранспортную систему Украины», –
считает собеседник газеты ВЗГЛЯД.
Это подтверждает и тот факт, что акционеры в лице Газпрома и его шести
партнеров готовы финансировать «Северный поток – 2», тогда как желающих
инвестировать в модернизацию украинской ГТС нет.
«У Киева недавно
была идея продать часть активов по ГТС американцам. Но она не нашла
поддержки в американском сообществе, потому что кто будет покупать
устаревшую ГТС, кому она нужна?» – напоминает Капитонов.
Россия
несколько лет назад готова была заплатить реальные деньги за украинскую
трубу и вложить дополнительно в ее модернизацию, но Украина отказалась,
мечтая о неких западных заокеанских хозяевах для ГТС. Но никто больше
восстанавливать ржавые украинские трубы не захотел.
Европейские
партнеры уже несколько лет ведут переговоры лишь о том, чтобы дать
немного денег Нафтогазу на ремонт трубы. В частности, Европейский банк
реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ)
говорят о выделении кредита на модернизацию ГТС в общей сложности на 300
млн евро. Так, ЕБРР предлагает 150 млн евро для ремонта всего одного
100-километрового участка трубы на украинской территории, но
протяженность всей экспортной ГТС в десять раз больше. При этом на
каждый такой участок надо не по 150 млн евро (170 млн долларов), а в
пять раз больше – по 900 млн долларов. Иначе говоря, этого слишком мало
для кардинального изменения ситуации с украинской трубой. Не говоря уже о
том, что это не инфраструктурные инвестиции, а кредиты. Источник: vz.ru.
Рейтинг публикации:
|