Лучший и в то же время самый простой способ описать
экономическую проблему Китая: страна может ориентироваться на
максимальный рост либо в краткосрочной, либо в долгосрочной перспективе –
при этом, так или иначе придется мириться с потерями либо сейчас, либо
позже.
Власти Китая прекрасно понимают, что рост крупнейшей экономики мира в
долгосрочной перспективе предполагает структурные изменения, которые
могут замедлить экономику в краткосрочной перспективе. В ряде секторов
экономики страна делает амбициозные прорывы на фоне относительно низких
темпов экономического роста — 7% в год. Тем не менее, проблема
сохраняется, и принятие решения становится актуальным.
Постоянный и плохо контролируемый рост кредитной нагрузки – самая
большая угроза роста благосостояния Китая. Выдача кредитов заведомо
неэффективным предприятиям крайне негативно влияет на общую
производительность экономики. Это препятствует выходу на рынок новых и
более качественных поставщиков и усугубляет финансовые риски, особенно
потому, что большая часть кредитных средств распространяется через так
называемую теневую банковскую систему.
Проблема задолженности связана с государственными предприятиями, не
такими эффективными и рентабельными, как частные. Они в большей степени
зависят от кредитных ресурсов, которые могут гарантировано получить от
государства.
В своей последней оценке китайской экономики экономисты МВФ отметили,
что реструктуризация слабых государственных предприятий – задача номер
один в списке необходимых реформ. Китайские власти объявили о проведении
некоторых инициатив в этой области, таких как сокращение количества
государственных сталелитейных и угольных производителей. Однако, в
целом, ситуация продвигается довольно в этом направлении протекает
довольно медленно, считают в МВФ.
Правительство продолжает выступать с противоречивыми заявлением. С
одной стороны, это подтверждает необходимость реструктуризации
зомби-предприятий и поощрения развития частных компаний. С другой
стороны, государственные предприятия нуждаются в укреплении и
расширении, чтобы они могли лучше служить «национальной стратегии
развития».
Что сейчас необходимо, так это более широкая и более четкая
стратегия, которая сфокусируется не только на государственных
предприятиях, но и на сдерживания расширения корпоративного долга.
Необходимо признать потери и решать их совместными
усилиями: компаниям, кредиторами и властями. Также необходимо снизить
гарантии. Работникам предприятий, которые должны быть закрыты или
реструктурированы, необходимо помочь с поиском новых рабочих мест.
Осуществление подобной политики является чрезвычайно сложной задачей и,
конечно же, не может быть реализованной сразу. Более быстрый рост имел
бы смысл в относительно благополучных регионах: это дало бы возможность
работникам легче получить новые рабочие места.
В то же время, необходимо отметить, что власти Китая не против
экономических реформ, они перешли к более гибкой системе валютного
курса, способствовали развитию потребления и уменьшению зависимости
страны от экспорта. Это укрепило налоговую систему, сделало региональные
бюджеты более прозрачными, кроме того, способствовало развитию городов.
Наряду с этими и рядом других нововведений, глава миссии МВФ в Китае
заявил, что «проблемой сейчас является ежедневно идти в ногу со
множеством проводимых реформ».
Тем не менее, многое еще предстоит сделать. И одной из первых
необходимо решить проблему с корпоративным долгом. Долгосрочное здоровье
китайской экономики является приоритетом не только для китайцев, но и
для всего остального мира. Источник: ktovkurse.com.
Рейтинг публикации:
|