В рамках внезапной проверки Вооруженных сил РФ будет проверена готовность федеральных органов исполнительной власти и предприятий ОПК к работе в условиях военного времени, говорится в сообщении Минобороны РФ. В мобилизационных мероприятиях примут участие структурные подразделения Минкомсвязи, Минфина, Минпромторга, Росрезерва и Банка России.
В ходе мероприятий внезапной проверки выполняются мобилизационные мероприятия с призывом граждан из запаса, в том числе резервистов, поставка автомобильной техники и формирование воинских частей территориальной обороны в Южном, Центральном военных округах и на Северном флоте. Территориальные органы исполнительной власти будут осуществлять координацию и контроль перевода сфер деятельности на работу в условиях военного времени, обеспечения мобилизационного развертывания и мероприятий территориальной обороны в зоне ответственности.
Впервые, отмечают в министерстве, вопросы финансового обеспечения войск в отрыве от постоянных пунктов дислокации в рамках внезапной проверки решаются с привлечением полевых учреждений Банка России. Также планируется проверить готовность ряда предприятий оборонно-промышленного комплекса юга России к выполнению возложенных мобилизационных заданий на поставку и ремонт вооружения, военной и специальной техники в интересах создаваемых группировок войск (сил).
Работа ведомств, ответственных за материальное и финансовое снабжение вооруженных сил в условиях действия чрезвычайного положения или военного положения регламентируется в том числе на уровне федерального законодательства (3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", 1-ФКЗ "О военном положении"). Сами по себе проверки сейчас выглядят чем-то из ряда вон выходящим, рассказывает аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко, но по сути со времен СССР, где они были регулярными и всеобъемлющими, практически ничего не изменилось как минимум с точки зрения законодательства, просто в силу либерализации и демилитаризации экономики и общества про наследство холодной войны подзабыли.
Между тем, говорит эксперт, даже в периоды действия военного положения ни министерства, ни центральный банк государства не упраздняются и не приостанавливают своей деятельности, как раз наоборот - с случае возникновения масштабного вооруженного конфликта необходимо оперативно полностью перестроить экономику, перераспределить все финансовые и материальные потоки, что было достаточно легко сделать в условиях централизованной плановой экономики СССР, которая в принципе развивалась исходя из возможности начала третьей мировой, что и стало ее ахиллесовой пятой.
Современная российская экономика - рыночная, в ней, помимо государства, действуют миллионы хозяйствующих субъектов, у каждого предприятия, у каждой компании есть свой собственник, есть бюджет, что крайне затрудняет координацию действий государственных институтов в случае необходимости оперативно перевести страну на "военные рельсы" без реализации постоянных мероприятий, направленных на создание и совершенствование связей хозяйствующих субъектов и государства. Справедливости ради отмечу, что принципы рыночной экономики устроены так, что сделать это если не сложно, то крайне проблематично.
Довольно интересно, рассказывает Кирилл Яковенко, что даже во время Великой отечественной войны не прекращалась выплата зарплат труженикам тыла, выплачивалось денежное довольство военнослужащим, денежные средства между предприятиями и бюджетом так же осуществлялись... Но тогда в стране был всего один банк, причем государственный. Сам факт необходимости проеведения так называмой "чистки банковской системы" с целью поддержания ее стабильности намекает на то, что и в мирное время система существует в условиях риска, уже не говоря о возможности введения военного положения.
Кому нужна проверка? В первую очередь государству, считает аналитик. Что она покажет? Официально, скорее всего, сообщат о высокой степени готовности. В реальности... «Я не думаю, что можно говорить о готовности к войне - это было бы преувеличением для любой страны, живущей в условиях рыночной экономики. Единственной страной, которая была готова к войне "да хоть сейчас" был СССР, но лишь потому, что вся промышленность и сама экономика развивались вокруг ВПК и нужд армии», - заключает эксперт.
Так или иначе, но данные результатов проверки Минкомсвязи, Минфина, Минпромторга и ЦБ необходимы для оценки готовности финансовой системы страны функционировать даже в условиях войны, когда возможно отключение от различных систем, например, того же SWIFT, объясняет заместитель председателя правления Локо-Банка Андрей Люшин. Маловероятно, полагает он, что результаты проверки окажутся скандальными, моделирование таких ситуаций – это стандартная процедура, хотя и проводилась он в последнее время довольно редко. Однако нельзя исключать, что по итогам этой проверки будут выявлены уязвимости, но информация о них не скоро появится в СМИ.