Кроме того, рост становится более устойчивым, так как меняется его
модель – на место инвестиций и экспорта приходят внутренний спрос и
услуги.
Накануне сентябрьского саммита «Большой двадцатки» в Ханчжоу Китай
активно призывает к программам структурных реформ, стимулирующих рост в
развитых и развивающихся странах. Но у самого Китая имеются серьёзные
риски внутри страны.
Заместитель главы Международного валютного фонда (МВФ) Дэвид Липтон в
своей статье на Project Syndicate отметил, что в Китае продолжает расти
неоправданно высокими темпами внутреннее кредитование, при этом объём
корпоративной задолженности приблизился к опасным уровням.
По данным недавно опубликованного ежегодного доклада
Международного валютного фонда о состоянии китайской экономики, объёмы
кредитования в стране растут примерно в два раза быстрее, чем объёмы
выпуска. Быстрый рост наблюдается как в частном, нефинансовом секторе,
так и в расширяющемся и тесно переплетённом финансовом секторе, который
по-прежнему остаётся непрозрачным. Хотя темпы роста кредитования по
международным стандартам являются высокими (а это ключевой признак
потенциального кризиса), его позитивный эффект на темпы роста экономики
снижается.
Тревожные сигналы очевидны, и, в целом, китайское правительство
признаёт наличие проблемы. Но для предотвращения кризиса ему надо
немедленно заняться всеобъемлющими реформами, которые позволят устранить
базовые причины проблем с корпоративной задолженностью. К их числу
относятся слишком мягкие бюджетные ограничения для госпредприятий и
региональных властей, прямые и косвенные долговые гарантии
правительства, излишняя склонность к риску в финансовом секторе. Всё это
существует благодаря завышенным официальным целевым показателям роста
экономики.
Для решения этой проблемы китайскому правительству надо, как
выразился премьер-министр Ли Кэцян, «безжалостно зарезать
зомби-предприятия». Этот отсев должен сопровождаться чёткой стратегией
по реструктуризации компаний, которые ещё можно спасти; признанием и
распределением убытков кредиторов; вниманием к работникам, оставшимся
без работы, а также к иным социальным издержкам; дальнейшим открытием
рынков для частного сектора. В более фундаментальном смысле,
правительство должно признать неизбежность снижения темпов роста
экономики в ближайшее время.
Особенно важно реструктурировать госпредприятия. Многие из них
находятся фактически в предсмертном состоянии; на их долю приходится
лишь пятая часть всего промышленного выпуска и при этом почти половина
всей суммы корпоративной задолженности. Серьёзная реструктуризация, в
том числе ужесточение бюджетных ограничений, прекращение кредитования
нежизнеспособных фирм, остановка выдачи госгарантий по долгам, плюс
некоторые другие реформы на стороне предложения, которые уже начались, –
всё это создаст пространство для более динамичных компаний и поможет
росту.
Во многих отношениях Китай уникален, но это далеко не первая страна,
которая столкнулась с трудностями из-за корпоративных долгов.
Руководству Китая надо выучить три обобщённых урока из опыта других
стран.
Во-первых, власти должны действовать быстро и эффективно, так чтобы
сегодняшняя проблема корпоративной задолженности завтра не превратилась в
системную долговую проблему.
Во-вторых, они должны работать как с кредиторами, так и с должниками –
в некоторых странах выбранные решения касались только одной из этих
групп, что посеяло семена будущих проблем.
Наконец, необходимо выявить и реформировать те структуры в системе
управления, которые привели к возникновению данной проблемы. Как
минимум, Китай нуждается в эффективной системе банкротств; в более
строгом регулировании порядка оценки рисков; в улучшении качества
финансовой отчётности, резервировании по кредитным убыткам, а также в
новых правилах раскрытия финансовой информации.
Влиятельные публичные фигуры в Китае охотно выбрали из международного
опыта только те уроки, которые свидетельствуют о том, что сдерживание
корпоративных займов может привести к краткосрочному замедлению темпов
роста и социальным издержкам, например, безработице. Это оправданные
тревоги, но альтернативные шаги – полумеры или вообще отказ от реформ –
лишь ухудшат и так уже плохую ситуацию.
Китаю следует начать с реструктуризации нежизнеспособных компаний в
регионах, где отмечены наиболее высокие темпы роста экономики, работники
смогут быстрее найти там новые рабочие места, а реформы вряд ли
повредят росту. Власти будут действовать более избирательно в
дальнейшем, когда речь зайдёт о реструктуризации компаний в регионах с
низкими темпами роста или городах, где местная экономики зависит от
какой-либо одной компании.
Кроме того, структурную безработицу и издержки переселения работников
можно смягчить с помощью сильной системы социальной поддержки, в том
числе выделения средств на целевую переквалификацию для того, чтобы
работники могли вновь встать на ноги. Такой подход позволил бы
продемонстрировать заботу правительства о тех, кому грозит потеря
работы.
Похвально, что Китай уже начал работать над решением долговой
проблемы, в частности снижением долговой нагрузки. В текущем пятилетнем
плане говорится о сокращении избыточных мощностей в угольной и
сталелитейной промышленности, о выявлении и реструктуризации
нежизнеспособных госпредприятий «зомби», о финансировании программ
поддержки пострадавших работников.
Пришло время для более широких реформ в Китае. На балансах банков всё
ещё относительно мало просроченных кредитов, а резервы высоки. С
издержками потенциальных убытков по корпоративным долгам (в последнем
докладе МВФ о мировой финансовой стабильности они оцениваются в 7% ВВП)
можно справиться. Более того, у правительства имеются значительные
подушки безопасности – размер госдолга сравнительно низок, а
золотовалютные резервы, наоборот, относительно высоки.
Вопрос в том, сможет ли Китай разрулить проблему долгов до того, как
эти запасы будут исчерпаны. Учитывая былые экономические успехи и
готовность правительства реализовать амбициозную программу реформ, Китай
способен принять этот вызов. Но начинать надо уже сейчас.