Согласно исследованию Nielsen, доля потребителей, заметивших рост трат на одни и те же товары повседневного спроса, перестала расти и вернулась к уровню середины 2014 года. Эффекты отложенного потребительского спроса можно ожидать уже в конце этого года.
Как говорится в исследовании Nielsen "Российский покупатель в новых экономических условиях", проведенном 29 июня - 6 июля 2016 года в городах с населением свыше 500 тыс. человек, о росте трат на одни и те же продукты сообщили 60% респондентов. По подсчетам компании, за последние три месяца доля потребителей, которые заметили рост трат на одни и те же товары повседневного спроса, перестала расти и вернулась к уровню середины 2014 года.
Годом ранее показатель был выше на 7 процентных пунктов. Еще 22% из 1100 опрошенных сообщили о том, что стали "значительно" больше тратить на повседневные товары, 38% - немного больше и только 22% заявили, что тратят столько же денег, сколько и три месяца назад. Фактически это означает, что российские потребители начинают в какой-то мере ощущать ослабление последствий кризиса.
Марина Ерскова из "Nielsen Россия" заявила при этом, пишет Finanz.ru, что хотя потребителей, говорящих о снижении доходов и росте затрат на покупки товаров повседневного спроса и продуктов питания, по-прежнему много, есть небольшое сокращение их доли. По ее словам, причина отчасти заключается в промоактивности ритейлеров и производителей.
Ранее тот же Nielsen опубликовал индекс потребительского доверия в России. По данным компании, показатель поднялся с минимального за 11 лет значения 63 пункта до 66 во втором квартале 2016 года. «Предсказуемость внешней среды – один из ключевых драйверов формирования потребительских настроений: чем больше неопределенности в будущем, тем осторожнее потребители. Несмотря на отсутствие роста реальных доходов, второй квартал года обошелся без серьезных неблагоприятных экономических и общественно-политических событий, что и внесло свой вклад в легкое улучшение настроений», – заявил тогда Александр Коцуба, генеральный директор Nielsen в России.
Главный мотор любой страны, за счет которого растет ВВП, – это внутренний потребительский спрос, напоминает юрист, зампред общественного движения «Москонтроль» Юлия Рублёва. За последние два года в нашей стране он снизился до рекордно низкого уровня - на фоне резкого сокращения доходов населения из-за обесценивания рубля существенно подорожал и продолжает дорожать целый ряд жизненно необходимых товаров - продукты, лекарства, одежда, услуги ЖКХ и т.д.
По последним данным, средний чек на продуктовую корзину у россиян снизился до 530 рублей и продолжает падать, в первую очередь, за счет необоснованно высоких цен даже на продукты отечественного производства. Такая же ситуация сложилась и с лекарственными препаратами - на фоне резкого подорожания импортных лекарств люди стали покупать отечественные дженерики, стоимость которых также необоснованно завышается аптеками и фармкомпаниями. Даже рост зарплат не позволит в скором времени урегулировать сложившуюся ситуацию - только конкурентное снижение цен реанимирует и розничный товарооборот, и потребительский спрос. Для этого правительству в первую очередь необходимо снять торговые и транзитные ограничения хотя бы на продукты и лекарства.
При этом в России продолжает расти количество людей, живущих ниже черты бедности, напоминает Юлия Рублёва. По данным экспертов, только за прошлый год количество людей, считающихся нуждающимися, выросло более, чем на 3 млн человек и приближается к отметке 20 млн человек. Это высший показатель с докризисного 2006 года.
«Мы согласны с этими данными исследования потребительских настроений, и в самом деле россияне сейчас чувствуют себя более уверенно, кризис не привел к массовой безработице, есть стабильный курс рубля, который является одним из показателей здоровья экономики, и уже нет сильного негатива из-за санкций и противостояния с Западом. Люди адаптировались к новой реальности, они понимают, что цены уже не вернутся на докризисный уровень, и переориентировались в своих потребительских предпочтениях», – говорит первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.
Конечно, считает он, лучше всего себя чувствует эконом-сегмент во всех проявлениях, как в ритейле потребительском, так и в недвижимости. Сейчас экономика начинает расти, люди видят, что их зарплаты в будущем будут расти, то есть ощущение того, что худшее позади, позволяет тратить больше, чем год назад. Можно прогнозировать, полагает Павел Сигал, что уже в четвертом квартале мы увидим значительный рост внутреннего спроса, как из-за новогодних праздников, так и из-за сильного отложенного спроса.
Экономическая ситуация в стране действительно стабилизируются, покупательская способность населения восстанавливается, соглашается вице-президент "Деловой России" Татьяна Минеева. Тенденции положительные, особенно, если брать во внимание тот факт, что российская экономика возвращается к докризисным позициям в условиях крайне низких цен на нефть.
Сейчас трудно делать выводы, за счет чего удалось добиться таких впечатляющих результатов, говорит Минеева. Предполагать следует эффективную стратегию Банка России в борьбе с инфляцией и стабилизацией валютной волатильности, рост цен на продукцию, не связанную с углеводородами, результативную стимуляцию сельскохозяйственного сектора.
Оживление потребительского спроса уже началось. Доходы населения растут, что во многом является заслугой и самого населения, «экономия» которого позволила экономике пережить трудный период. Есть достаточные основания полагать, считает эксперт, что при условии отсутствия негативных явлений в экономике к концу нынешнего года показатели спроса будут выше прошлогодних и приблизятся к докризисным максимумам.