Европейские компании заинтересованы в участии в управлении украинской газотранспортной системой – они «изучают этот вопрос», заявили в "Нафтогазе". Эксперты разошлись в оценке реалистичности этих планов. Одни называют их политическими спекуляциями, другие не исключают даже, что украинские газотранспортные активы могут достаться американцам.
В «Нафтогазе Украины» заявили, что европейские компании заинтересовались участием в управлении украинской ГТС. Об этом со ссылкой на слова главного коммерческого директора компании Юрия Витренко сообщает агентство УНИАН. Топ-менеджер, в частности, отметил, что сейчас этот вопрос прорабатывается с Европейской комиссией, более того, уже есть соответствующее официальное предложение.
"Мы с Европейской комиссией начали этот вопрос прорабатывать", - сказал Витренко. Ранее агентство писало, что в 2015 году "Укртрансгаз" увеличил финансирование ремонтных работ объектов ГТС на 0,9 млрд гривен по сравнению с 2014 годом – до 1,7 млрд гривен. Также компания в 2015 году увеличила капитальные инвестиции, согласно ее финансовому план, на 0,7 млрд гривен – до 1,2 млрд гривен. В инвестиционной программе "Укртрансгаза" на 2015 год было отмечено, что "Укртрансгаз" в 2015 году направит 2,703 млрд гривен на модернизацию и ремонт магистральных газопроводов, компрессорных станций и подземных хранилищ газа.
Газотранспортная система Украины состоит из магистральных газопроводов общей протяженностью более 37 тысяч км, распределительных сетей, 12 газохранилищ емкостью 31 млрд куб. м, компрессионных и газоизмерительных станций. Является второй в Европе и одной из крупнейших в мире. Пропускная способность ГТС на границе с Россией составляет порядка 288 млрд куб. м топлива в год.
Вопрос с украинской ГТС властям Украины надо было решать несколько раньше – хотя бы лет пять назад, считает независимый аналитик Дмитрий Адамидов. В этом случае её можно было бы выгодно продать (либо "Газпрому" либо европейским компаниям) и сохранить транзитные объемы. Но теперь это будет сделать значительно сложнее, я бы даже сказал – практически невозможно. Во-первых, замещающие мощности либо уже строятся (вторая ветка Северного потока), либо, как в случае с Турецким потоком, дело сдвинулось с мертвой точки.
Поэтому объективно украинская ГТС, которая остается без объемов газа и вдобавок требует серьезной реконструкции, становится не нужна, констатирует эксперт. Туда надо инвестировать не миллиарды гривен, а миллиарды евро, которые в сложившихся условиях Европе просто нет смысла тратить. Тем более Еврокомисия, с которой Нафтогаз сейчас начал переговоры, – явно не тот орган, который на газовом рынке можно было бы назвать конструктивным партнером. Она виртуозно умеет ставить палки в колеса Газпрому, но созидательные действия ей даются значительно сложнее. Поэтому, скорее всего, переговоры пройдут в атмосфере взаимопонимания, но без конкретного результата.
Если вспомнить предысторию этого вопроса, то переговоры о финансировании с целями поддержания жизнеспособности украинской ГТС со стороны европейских партнеров – как компаний нефтегазового сектора, так и банками идут уже больше пяти лет, рассказывает аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. В первую очередь причина кроется в отсутствии у Украины реальных денежных средств на поддержание всех жизненно важных систем ГТС – реконструкция насосных и распределительных станций, замена линейных частей трубопроводов, модернизайция ПХГ. Так еще в 2009 году была создана и подписана брюссельская декларация о модернизации украинской ГТС – самые дорогие работы в этом ремонте оценивались в размере до 3 млрд долл.
Дело в том, объясняет эксперт, что эксплуатирует ГТС Укртрансгаз - но все получаемые средства за транзит уходят в НАК Нафтогаз и средства фактически утекали в бюджет или на иные нужды нефтегазовой компании но только не на ремонт осинового источника дохода. Тем не менее поддержание технической целостности газопроводов – залог стабильного получения денежных потоков от России, более того Украинская ГТС пока еще до сих пор является одной из ключевых источников поставок газа в Европу поэтому с одной стороны Европа хотела себя подстраховать поэтому и создавала регулярные мероприятия по поиску инвесторов и решению этого вопроса.
Так, в середине 2014 года в Брюсселе проводился круглый стол на определение инвесторов и поиска возможного оператора по управлению системы. Но на тот момент вопрос так и не решили – видимо, помешали внутренние политические проблемы в стране и осложнившаяся ситуация на Донбассе. Два года назад Украина уже развернулась на сторону запада, но Европейские финансовые институты и компании слишком осторожны, чтобы вливать средства и принимать ключевые решения в период обостренных политических конфликтов.
Также важно отметить, продолжает Кирилл Яковенко, что до обострения отношения с Россией Украина, видимо, не решала радикально вопрос модернизации еще и из-за того, что основным условием европейских партнеров было проведение внутренних реформ газовой отрасли где, разумеется, основной инвестор начал бы диктовать собственные условия в отношении с Россией. На данный момент у Украины полностью развязаны руки, поэтому то и мы и начали слышать разговоры не просто о выделении средств, но и о передаче контролирования работы ГТС европейскому союзу.
Что касается прогнозов в этой области, то эксперт ожидает, что вполне реальна реализация разработанного еще года два назад закона о реформировании системы управления единой ГТС Украины, вступил он в силу еще в сентябре 2014 года, однако до сих пор испытан на практике. Это верный шаг Украины на встречу к практической реализации третьего энергопакета Европы, который подразумевает отсутствие монопольного положения на энергетическом рынке какой либо газодобывающей компании.
Иными словами, ГТС может быть разделена на части, ГТС и ПХГ точно также станут отдельными субъектами. Они будут распределены между небольшими управляющими компаниями, которые в силу своего масштаба смогут более тщательно следить за своими участками и пресекать реальные угрозы аварий куда надежнее, чем если бы все это находилось в ведении одного Укртрансгаза. Разумеется, ценой за все это станет присутствие европейской усиленной политической воли ЕС и еще большее обострение отношений с Газпромом. Между тем юридически ГТС и ПХГ остаются в госсобственности но по факту в управлении у этих УК. Кстати, в управление участками могут прийти даже американские компании, что в целом очень логично, считает Яковенко.
Важно добавить, заключает эксперт, что одной из позиций Еврокомиссии является создание мер для сохранения стабильного транзита газа через Украинскую ГТС. Канцлер Германии Ангела Меркель не раз подчеркивала, что Западная Европа полностью поддержит Газпром в строительстве Северного потока-2 только с соблюдением условий по сохранению транзита через Украину. Введение «новой власти» на украинском газовом рынке и как следствие выделение крупных денежных средств на ее модернизацию говорит о том, что Европа, видит в России надежного и долгосрочного партнера для собственной энергетической стабильности, ведь по сути один из новых потоков (вероятнее всего, North Stream-2) все-таки будет построен, а это значит, что не наращивать объемы закупок Европа просто не сможет. Смысл этого в том, что какие бы прогнозы по экспансии дешевого СПГ из Америки не были озвучены, российский газ сохранит за собой твердые позиции.